Юный Натуралист 1972-11, страница 32

Юный Натуралист 1972-11, страница 32

33

ЧТО ОСОБЕННОГО 6 ПАУКАХ?

Доктор Виллис Герч не боится пауков. Когда я пришел к нему в лабораторию у подножия гор Чирикахуа в юго-восточной Аризоне, он вытряхнул из стеклянной банки на стол восьминогое косматое чудовище серо-бурого цвета величиной чуть ли не с мой кулак.

— Всю жизнь работаю с пауками, — сказал ученый, беря голыми пальцами непоседливую тварь. — Меня кусали различные виды пауков — и, как видите, я жив, на здоровье особенно не жалуюсь.

Большой косматый паук с любопытством вскарабкался на его руку.

— Что бы ни говорили старые голливудские фильмы ужасов, — продолжал доктор Герч, — укус тарантула не страшнее жала пчелы или осы, разве что у вас специфическая аллергия. Если уж на то пошло, есть муравьи, пчелы и осы, которые куда опаснее. Но пугают людей всегда пауками.

Что верно, то верно. Пауки относятся к тем из мелких животных, которых больше всего боятся и на которых больше всего возводят напраслину. В мире насчитывается несметное количество видов пауков, но только десяток-другой из них ядовиты для человека. Зато почти все эти пауки не дают чрезмерно размножаться полчищам вредных насекомых.

Пауков можно встретить чуть ли не всюду — на высоте 6,5 тысячи метров в Гималаях, в пустынях ниже уровня моря, в кронах тропических деревьев, в земляных норах. Моряки видели их даже далеко в море, где пауки парили на ветру, вися на ниточках-парашютах.

В среднем пауки живут не больше года, но век птицеядов достигает тридцати лет, причем только на восьмом-десятом году он «становится взрослым». Большинство пауков живут одиночками, однако есть и «общественные» виды, у них несколько животных пользуются одной паутиной. Есть пауки маленькие, с булавочную головку, есть величиной с тарелку.

Организм пауков приспособлен для охоты на самых различных насекомых. Обладающие острым зрением пауки-волки и пауки-скакуны настигают жертву за счет своей скорости. Воздушные охотники делают объемную паутину, сложнейшее сооружение, в которой висят вниз головой. Одни пауки устраивают ловушки для ползающих

насекомых, другие — для прыгающих. Кру-гопряды плетут геометрически правильные сети. В них запутываются летающие и прыгающие насекомые.

Меня увлекают кругопряды. Сырье для своих тончайших произведений, очень сложное белковое вещество, эти пауки «вырабатывают» особыми железами, расположенными на брюшке, причем каждая железа дает свой вид нити. «Работая» вместе или по отдельности, эти железы производят сухие и липкие нити для рамы, радиусов и спиралей, коконов и те нити, которыми опу-тывается жертва, нити, крепящие паутину к окружающим предметам.

Форма нити определяется трубочками — крохотными «соплами», из которых паук вытягивает нить задними ногами. Причем пряди паучьего шелка удивительно прочны. Некоторые прочностью превосходят стальную проволоку того же диаметра!

Красива паутина, сверкающая капельками росы, но опасна для насекомых. Правда, пчелы или осы прорываются сквозь нее. Но для мух и жучков невидимые клейкие тенета означают смертный приговор.

Стоит поразительно чувствительным осязательным органам уловить малейшее натяжение паутинных нитей, как паук бежит к жертве, чтобы парализовать ее одним укусом и опутать нитью. Злополучное насекомое будет либо съедено тотчас — паук высосет питательные соки, а все остальное выбросит, — либо оставлено в виде мумии для будущей трапезы.

В одной из лабораторий я наблюдал такой опыт. Паук-кругопряд внутри алюминиевой рамки совершал перебежки, поднимался, опускался. На краю рамы висели обрывки старой паутины.

— Каждое утро мы заставляем паука ткать новую паутину, — объяснила научная сотрудница лаборатории. — На воле паутина редко существует больше одного дня. Либо ее ветром порвет, либо насекомое ее разрушит, а то и сам паук. Мы кормим этого паука, но инстинкт все равно заставляет его следить за исправностью паутины.

За полчаса паутина была готова — восхитительный узор из прямых линий и углов. Больше восьмисот соединений были выполнены с математической точностью. На другой рамке прилежно трудился еще один паук того же вида. Раньше он делал пра-

Подстегнутый голодом и повинуясь инстинкту, паук опутывает шелковой нитью кузнечика. Укус грозного хищника оказался смертельным для насекомого.

За сотни миллионов лет пауки мало изменились. От насекомых их отличает восемь ног, отсутствие усиков и сложных глаз.