Юный Натуралист 1972-11, страница 33

Юный Натуралист 1972-11, страница 33

34

вильные симметричные сети. Но ему скормили капельку сладкой воды, куда был добавлен сульфат декседрина.

Научная сотрудница опрыскала обе паутины быстросохнущей белой краской, чтобы лучше было видно нити. И я тотчас увидел необычные углы, бессмысленные петли, которые описывал паук, получивший сульфат декседрина. Данные об углах, местах соединения, радиусах подают на вычислительные машины для анализа.

Экспериментаторы установили, что разные средства — кофеин, мескалин, — по-разному отражаются на паутине.

Полагают, что у людей некоторые душевные заболевания сопровождаются биохимическим изменением крови или клеточной жидкости. Можно ли капельками таких жидкостей повлиять на пауков, чтобы это отразилось на их паутине совершенно определенным образом? Если да, то по узору паутины, быть может, врачи сумеют сказать, чем болен пациент, как действует на него лечение.

Воронковый паук делает паутинные трубки. Любую щель он использует, чтобы сплести свой ловчий полог с воронкой в центре, где и сидит, подстерегая добычу.

У меня во дворе есть каменная стена. Здесь в трещинах весной, летом и осенью отлично чувствуют себя эти воронковые пауки. Я их не трогаю, ведь они уничтожают полчища садовых вредителей. Летним вечером, как стемнеет, вынесу стул, сяду около стены и с фонариком в руке наблюдаю пауков...

Как-то вечером я пришел на свой пост с наловленными за день живыми насекомыми. Луч фонарика быстро нащупал воронку, где сидел начеку сероватый паук со сверкающими глазами. Резкое движение фонариком — паук исчез, но лишь на секунду-другую. Дождавшись, когда паук совсем освоился, я бросил муху на полог сантиметрах в десяти от входа в воронку. Тотчас паук выскочил из засады, схватил добычу и вернулся.

Многие пауки-охотники напоминают внешностью и повадками муравьев, некоторые жужжат, словно пчелы, другие брызгают на добычу липучей жидкостью.

Один из самых удивительных пауков — каемчатый охотник. Он не только может бегать по воде, но и до часа сидит под водой, цепляясь за ил на дне прудов и тихих протоков. Пузырек воздуха, взятый с собой, позволяет ему при желании вернуться на поверхность. Обычная пища этих пауков — насекомые, но они едят также мальков и головастиков.

Есть пауки, известные хитроумной конструкцией норок. Как-то весной я работал в гористой местности к востоку от Сан-Диего, где водится калифорнийский паук

ботриоциртум калифорниум. Мне помогала студентка колледжа Сан-Диего Кети.

Мы бродили среди желтых цветочков, изучая участки голой земли. Вот уже десять минут я пристально всматривался в землю, пытаясь увидеть то, что прежде знал только по фотоснимкам. Вдруг послышался торжествующий возглас Кети. Она показывала на еле заметный тоненький свод.

— Можно взять ваш перочинный нож? — попросила она и с ловкостью хирурга подсунула лезвие ножа под крохотную дверцу. Легонько нажала — не поддается.

— Паук там сидит, точно, — объяснила она. — Сидит под дверцей и не дает открыть. Сила просто удивительная.

Кети потопала по земле, паук отступил, и она приподняла дверцу — толстую крышечку из паутинного шелка и сухой земли.

Молодая исследовательница сияла.

— Есть! А в пятнадцати-двадцати сантиметрах, на дне норки, сидит и хозяйка.

Острыми скребками, помещенными на челюстях, паук вырыл почти вертикальную норку как раз по ширине своего тела. Оштукатурил стенки землей, смоченной слюной, потом покрыл их плотным слоем шелковой пряжи. И наконец смастерил дверцу на петле — свой щит против враждебного мира. Дверца надежно предохраняла паука от большинства врагов, только не от осы-помпила, грозного истребителя всех представителей тарантулов.

Дверца служит не только для безопасности. Она защищает от солнца, дождя, холода. В норке происходит бракосочетание пауков, является на свет и подрастает новое потомство. Паук редко выходит наружу, да и то не удаляется от входа, тут же охотясь на ползающих насекомых.

Любая домашняя хозяйка знает: стоит на неделю-другую оставить без уборки какой-нибудь темный угол, будь то на тридцатом этаже нью-йоркского небоскреба, и непременно появится паутина. Как туда проникают пауки, просто невозможно себе представить.

Мало того что пауки вездесущи, огромно их количество. Выборочный подсчет в одном из штатов умеренного пояса дал около 64 тысяч пауков на акр луга, а в тропическом лесу — четверть миллиона на акр. А что дала бы всемирная перепись пауков?..

Энергию для своих восхитительных творений пауки черпают в хищном образе жизни. Для насекомых пауки — гроза, для людей — благодетели. Человек кормится тем, что вырастит, и наши восьминогие друзья помогают нам справляться с насекомыми-вредителями.

П. ЗАЛЬ

Перевод с английского