Юный Натуралист 1974-06, страница 26

Юный Натуралист 1974-06, страница 26

24

вспомнил о барсуке. По наблюдениям советских зоологов, в Татарии, в сосновых молодых лесах, эти звери уничтожали до 75 процентов личинок майского жука. Такой же успешной была охота барсуков и в Бу-зулукском бору. Оказывается, зверь не любит разнообразить свое меню. Когда личинок майского жука много, он питается главным образом ими. В желудке барсука находили по 500 этих насекомых.

Грачи, скворцы, галки хватают личинки вслед за трактором, а барсук сам себе трактор. Он вспахивает землю по лесным рединам, среди пней, где трудно пройти трактору. Вот кого хорошо иметь своим союзником! И поручил я лесникам проверить все существующие в нашем лесу старые барсучьи колонии. Сведения поступали самые неутешительные. Почти все норы разрушены охотниками с норными собаками. Барсук в наших лесах стал редким зверем. Его жилища или пустуют, или заняты лисицей и енотовидной собакой.

Все признают, что барсук очень полезный зверь, и охота на него почти повсеместно запрещена. Почему же его становится все меньше и меньше? Оказывается, дело вот в чем. На лисицу и енотовидную со-•баку охотиться разрешается, а эти звери часто живут вМесте с барсуками. Охотник пускает в нору фокстерьера или лайку и ждет, пока собака выгонит зверя. Хорошо, если в норе лисица или енотовидная собака. С ними опытный фокстерьер легко справится. А если в норе барсук, дело принимает другой оборот. Этот зверь отчаянно обороняется, упорно защищает свое жилище, может и поранить собаку. Выгнать барсука из норы удается редко. Засев в одном из отнорков; он стоит насмерть. Но и у фокстерьера упорный характер — нипочем не отстанет от зверя. Охотнику ничего не

остается, как раскопать нору, чтобы выручить своего помощника. Разрушенное жилище барсук обычно покидает. А ведь норных собак в последнее время развелось очень много. В одной Московской области на каждого уцелевшего барсука приходится.по две собаки.

И все же в лесу должны водиться дикие животные. Без них какой же это лес? Правда, барсука встретишь редко. Это не лось, не косуля. Днем он спит, а ночью, когда бродит, его никто не видит. Если самого зверя и трудно увидеть, то его норы украшают леса, придают им таинственность и загадочность.

И мы решили вернуть в наш лес исчезнувших барсуков не только потому, что они полезны, но и как декоративные животные. Есть такая организация — «Зооцентр». Она занимается отловом зверей. Мы попросили доставить нам барсуков и через некоторое время получили извещение, что для нас пойманы самец и самка. Можно было бы выпустить зверей в лес сразу, но уже кончалось лето, и мы забеспокоились: запаслись ли барсуки всеми необходимыми веществами для зимней спячки. Может, лучше зиму подержать их в неволе? Так и сделали. Барсуки всю зиму бодрствовали. Их кормили вареным картофелем и перловой кашей. Они охотно ели мелкую рыбешку, которую им приносили наши рыболовы. Выпустили мы новоселов в том месте, где раньше была их колония. Ведь когда-то звери нашли, что это место отвечает всем их требованиям. Стоило раскрыть дверцы клетки — и барсуки один за другим юркнули в нору. Заброшенная колония вскоре приняла жилой вид. В отверстиях нор исчезла паутина, у входов появился свежий песок и наметились охотничьи тропинки. Барсуки вернулись домой.

В. Барков