Юный Натуралист 1977-08, страница 57

Юный Натуралист 1977-08, страница 57

55

Клюв и лапы тоже черные, словно углем испачканы. Шею, будто модное ожерелье, охватывает аккуратная белая полоска. В таком наряде черную казарку не перепутаешь с другими видами казарок.

Но не своеобразная окраска этой птицы однажды удивила меня.

Во время работы на Новой Земле мне пришлось побывать на полуострове Гусиная Земля. Название свое полуостров оправдывает полностью. Весной на гнездование туда прилетают множество лапчатых. В первые дни их прилета на побережье и в тундре стоит невыразимый гвалт. «Гусиное эльдорадо» шумит до тех пор, пока прилетевшие не начнут разбиваться на пары.

На полуостров я попал в самый разгар гнездования. Там и произошли мои встречи с черными казарками, или, как их называют иногда охотники, с «гусиными сестрами».

В то лето казарочьих гнезд было много. Километра не пройдешь, чтобы не вспугнуть десяток насиживающих птиц. Я заглядывал в каждое гнездо — ведь интересно знать, как там идут дела.

Одно гнездо меня несколько озадачило. Само-то оно было нормальное: как заведено, в небольшом углублении лежали гладкие известково-серые яйца. Странно было другое. Из середины кладки торчал угловатый кусок камня. Немного больше спичечного коробка. Я хотел было подковырнуть каме

шек, но он глубоко сидел в мерзлой земле и не поддавался.

«Наверное, эта пара казарок торопилась снести яйца и не успела выбрать ровное место. Вот и оказался камень в гнезде», — родилась у меня догадка.

На следующий день история повторилась. В другом гнезде черной казарки оказался опять камень. Округлый, с туристский компас, он стоял на попа, а яйца уткнулись в него носиками. Я осторожно взял камешек в руку. Он еще не успел остыть и согревал мои пальцы.

Вот задача-то: как такой предмет попал в гнездо? Вокруг травянистая тундра. Неспроста он в кладке...

Через день уже далеко от первого места я снова крутил в руках вынутый из казар-киного гнезда теплый речной гладыш. По величине он был вдвое больше кассеты для фотопленки.

И тут я понял. Оказывается, самые «сообразительные» казарки то ли закатывают, то ли заносят к себе в дом небольшой камешек. Он находится среди яиц, и, когда родители на время покидают гнездо, нагретый камешек отдает свое тепло живым соседям.

По моим наблюдениям, такой «новинкой» пользуются только черные казарки. И то очень редко. Пока... Как они выбирают и приносят «терморегулятор» в гнездо, можно лишь догадываться.

Б. Михайлов