Юный Натуралист 1977-08, страница 55

Юный Натуралист 1977-08, страница 55

53

А зимой?.. Вышел на улицу, а там лужи позамерзали. Лед — красотища! Как стеклышко! Только разбежался, чтоб прокатиться, а лед возьми и провались. Нос расквасил, полные валенки грязи набрал и опять же в углу настоялся. Будто он виноват, что лед тонюсенький.

И вот на прошлой неделе, когда отец с матерью на уборку уезжали на север со своими комбайнами. Ну почему его, Сергея, не взять с собой?.. Комбайны поставили на платформы, брезентами накрыли, под брезенты соломы наложили. Сидел бы на соломе, как в шалаше, и смотрел бы на север, какой он там есть... Как просился, как плакал, на перрон даже падал — все равно не взяли.

Дед тогда уговаривал: «Оставайся, внучек, мы с тобой и удить будем, и на речку пойдем». А что получается?.. Даже с Юрой Жмайликом на речку не пускает. Сам ходит, ни у кого не спрашивается!

— Не буду читать тебе книжки, вот! — оттопырив губы, говорит Сергей.

— Подумаешь! — отвечает дед. — Юрчи-ка позову, он почитает.

В глазах Сергея сердитые огоньки:

— Не почитает! Не пущу во двор Юр-чика!

— Вот ка-ак, — улыбается дед. — Не знаю, что с тобой и делать.

В голосе деда Сергей слышит ласку. Деда и медом не корми, а почитай ему книжку. Особенно любит, когда читает ему Сергей. Слушает, покручивает усы, а сам то и дело приговаривает: «Так-так... Сюда при-свечивай...»

Сергей бежит в хату, а через минуту уже выходит с книжкой, садится на землю перед дедом, спрашивает:

— Про кроху читать?

— Давай про кроху, — соглашается дед.

Быстро читать Сергей еще не умеет, но

выручает его память: раз-два прочитали ему — и он уже запомнил от слова до слова.

По картинкам находит то, что надо, и уже тараторит:

Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха...

Запнулся на секунду и тут же продолжает бойко:

Если на рыбалку не возьмешь, Это очень плохо!

— Постой, постой! — всполошился Дед. — Куда ты гнешь? Раньше про рыбалку там не было.

— Раньше не было, а теперь уже есть, — говорит Сергей.

Дед смеется, большой живот его вздрагивает:

— Хитру-ун ты!.. А за находчивость уважаю. Ладно уж, собирайся, с рассветом поедем.

С обеда начинаются сборы на рыбалку. Сергей сбивается с ног, собирает свои пожитки. Одну сандалию нашел на крыше погреба, другую — в курином гнезде. А кепку искали все вместе. И если бы Сергей не догадался заглянуть под бабкин сундук, ехать бы ему в зимней шапке.

Алеет на востоке небо. Алеет и широкая спокойная гладь Дона. Поникли на песчаных берегах камыши от ночной росы, поникли и травы. В них громко скрипят коростели, а в вербах перекликаются кукушки. Над розовой гладью реки пролетают ласточки, на лету схватывают с воды прилипших мотыльков.

Дед Тарас загребает веслами. Весла то «поют», то плюхаются: и-и-и-у — плюх! и-и-у — плюх!.. Сергей сидит против деда на рундуке, сжав коленями ладошки, слу

л\