Юный Натуралист 1979-03, страница 16

Юный Натуралист 1979-03, страница 16

школа

СЛЕДО-^Л «^ ПЫТ*^*

По-весеннему заголубело небо. Под крышами выстроился: веселый строй сосулек. Зазвенела капель. Воздух наполнился пением больших синиц, воркованием голубей, задорным щебетом дерущихся воробьев. А на старой березе защелкала клювом серая ворона.

Погожим днем заберемся в самую глушь. Хорошо катят лыжи

Лежка зайца-русака.

по осевшему плотному снегу. А солнце светит так, что глазам больно. Правда, в лесу снег еще по-прежнему рыхл, и лыжи довольно глубоко проваливаются. Но и сюда пробились теплые весенние лучи. Стаяла с кустов белая кухта. Вокруг стволов появились глубокие лунки. И в лесу стало свободнее и светлее.

За поредевшими деревьями открылось леоное болото. Среди снега, скрывшего болотные кочки, торчат редкие кривые сосенки, темные кусты крушины. Желтеют сухие былинки прошлогодних трав. По краю болота кудрявятся кустики ивняка с уже проклюнувшимися кое-где белыми барашками.

Здесь можно увидеть в снегу глубокие лунки около 30—35 сантиметров в диаметре. На дне каждой лунки кучка помета — коричнево-желтые «колбаски». По бокам некоторых лунок не успевшие обтаять следы крыльев. Здесь ночевали тетерева. Сейчас, весной, когда снег начал таять, лунки попадаются очень часто. Можно подумать, что на этом болоте ночует много птиц. На самом же деле здесь постоянно держатся два-три тетерева. Но каждый раз, зарываясь в снег на новом месте, к концу зимы птицы оставили очень много следов ночевок, особенно хорошо заметных по кучкам вытаявшего помета.

Похожа на тетеревиную и лунка, где ночевал рябчик. Но он любит ночевать в более глухих местах: в ольшаниках, по краям -'старых ельников, в зарослях орешника. А так как на месте ночевки птиц всегда остается кучка помета, то отличить место ночевки рябчика от тетеревиной еще проще. У рябчика помет мельче — около 7 миллиметров в диаметре. У тетерева -г- около 10 миллиметров.

Если из глухого болотистого ельника перебраться в светлую смешанную рощу, можно найти и другие лунки. Под старыми дубами или в зарослях лещины до самой земли вырыты в снегу глубокие ямки около 10 сантиметров в диаметре. На дне буреют прошлогодние листья. Вокруг ямки обтаявшие неясные следы. Тут же скорлупки желудя или ореха. Это белка ныряла под снег, почуяв лакомство.

В начале зимы, когда снег еще неглубок, подобные покопки делают и некоторые птицы: сойки, кедровки. Но в отличие от белки эти птицы не шелушат тут же найденный плод, а несут его на ветку. Поэтому на снегу, около ямки не остается скорлупок. К тому же, кто вырыл ямку в снегу, почти всегда можно узнать по следам лап около лунки.

Выйдем на поле и поищем лежку зайца-русака. Он ложится где-нибудь на краю бурьяна или под нависшим одиноким кустом, а то и просто в меже или у телеграфного столба. Его лежка представляет овальную ямку около 40 сантиметров в длину. Дно ямки уп-