Юный Натуралист 1979-03, страница 13

Юный Натуралист 1979-03, страница 13

фицировали тару и инвентарь. Все это замедляло и усложняло работу людей, но не спасало от беды.

Найти надежный способ защиты от ВТМ и предстояло ученым ВИЗРа. На месте происшествия, под Астраханью, они выявили закономерность: чем моложе плоды растений, зараженных вирусом, тем меньше у них проявляются симптомы некроза. Растения лишь угнетаются, но не гибнут. Почему?

Видимо, молодое растение успевает как-то перестроиться на новый жизненный ритм, и пагубное действие ВТМ почти не отражается на плодах. А коль так, то ученые решили попробовать за-

5ажать молодые томаты искусственно, [ля этого им понадобилась ослабленная культура вируса (штамм). В природе она не существовала. Ее предстояло получить.

И поиск закончился победой. На свет появилось изобретение: «Природный слабопатогенный штамм вируса табачной мозаики». Испытания в лабораториях и теплицах подтвердили: вакцинирующая способность нового вируса высокая и урожай с обработанных растений повысился на 20—30 процентов.

Итак, химия все больше уступает место биологическим методам борьбы с теми, кто посягает на культурные растения. Однако и сегодня некоторые химические средства, например гербициды, все еще широко используют для уничтожения сорняков, тех диких растений, которые отбирают у культурных солнце, пищу, воду. Нельзя ли тут перейти к более естественным для природы методам борьбы — биометодам?

Заразиха — растение, но непохожее на обычное. Заразиха — цветковый паразит — своими присосками впивается в корни растения-хозяина, высасывает из них воду и питательные вещества. Результат не заставляет себя ждать: пораженные паразитом подсолнечник, дыня, арбуз, огурец чахнут, а то и вовсе гибнут. Бороться с напастью крайне трудно. Заразиха, сражаясь за свое существование, выработала привычку давать астрономическое количество семян. Одно растение способно выпестовать их до миллиона в год! Мало того, семена сохраняют способность всходить и после пятнадцати лет пребывания в земле. И еще: уничтожить паразита ка-кими-либо химическими средствами просто невозможно: отравив его, мы неизбежно убьем растение, на чьих корнях расцвел нахлебник, то есть лишимся подсолнечника, ароматных дынь, сладких арбузов, хрустящих огурцов. У защитников сельскохозяйственных

культур буквально руки опускались. Поэтому понятно их ликование, когда стало ясно, что и на заразиху нашлась управа: мелкое насекомое — мушка фитомиза.

Самка насекомого прячет свои яички в цветок заразихи. Спустя полтора-два дня на свет появляются личинки. Голодные, они тут же вгрызаются в еще незрелые семена, съедают их. Значит, потомства у пораженного ими паразита не будет. А многие личинки предпочитают превращаться во взрослую мушку в самом стебле заразихи. Они, естественно, дырявят стебель, практически уничтожая все растение.

Выходит, фитомиза и заразиха — исконные враги. Почему же первая не извела вторую? Во многом мушке мешал человек. Он ухаживает за подсолнечником или огурцами, окучивает, поливает, удобряет их. И, помимо своего желания, помогает благоденствовать и заразихе. Зато мушке эти земледельческне «упражнения» — сплошной вред, поскольку они задерживают, а зачастую вовсе прерывают ее нормальное развитие (личинки насекомого становятся взрослыми особями в земле, то есть именно там, где копошатся «руки» сельскохозяйственных машин).

Сотрудники Самаркандского государственного университета имени Алн-шера Навои придумали способ искусственного размножения полезных насекомых, сконструировали некоторое подобие пчелиного улья и стали расселять фитомизу по полям. Мушиный конвейер — стеклянные емкости, заполненные насекомыми, и отсеки теплицы, засеянные огурцами с заразихой, — выпускает до 40 тысяч особей с каждых десяти квадратных метров площади. Опыт показал, что за три-четыре года таким способом можно полностью уничтожить заразиху.

Такова стратегия тихих, но грозных битв. Ныне известны десятки бактерия, вирусов, грибков, насекомых, способных встать на защиту мирового урожая, освободить поля, сады и огороды от посягательства вредных бактерий.

Б. Зубков, В. Шешнев

2*