Юный Натуралист 1979-07, страница 9

Юный Натуралист 1979-07, страница 9

9

ТОЧНОЕ ВРЕМЯ

сов они не умеют отсчитывать. Работа внутренних часов насекомых связана с сутками. Вот почему пчелы, несколько дней не вылетая из улья при плохой погоде, помнят время, когда цветки выделяют нектар.

А что будет, если с первых же дней существования животных искусственно нарушить у них представление о сутках? Так попробовали сделать в опытах с цыплятами. Только что вылупившихся цыплят содержали при необычном для кур режиме: в течение восьми часов они находились на свету и затем четыре часа в темноте.

И цыплята вскоре приспособились к

Несколько лет тому назад жители индийского города Бенгалуру были свидетелями необычного явления. Каждое утро в 9 часов 30 минут к дереву, растущему у одной из дорог, приходила обезьяна. И тут же появлялась собака. Обезьяна усаживалась ей на спину, и вместе они совершали прогулку по прилежащим улицам. Забавная пара стала достопримечательностью города и, разумеется, привлекала туристов. Нас же в данном случае интересует не это удивительное содружество, а способность животных точно определять время по своим внутренним, или, как их обычно называют, биологическим часам.

Биологические часы имеют все живые организмы. Мы расскажем только о внутренних часах животных. Биологические часы, словно будильник, дают на рассвете сигнал к пробуждению всем дневным животным и, наоборот, указывают ночным, что им пора на отдых.

Как же животные узнают, который час? Каким образом они отмеряют время и запоминают его? Именно запоминают, как это показали опыты с пчелами.

В определенное время суток, с 9 до 11 часов утра, пчел кормили сахарным сиропом. В остальные часы кормушки были пустыми. Опыт продолжался несколько дней. Потом пчелам устроили экзамен: проверили, помнят ли они время, когда их угощают. Экзамен пчелы выдержали. Пчелы быстро поддавались дрессировке. Однако оказалось, что они могут прилетать только через 24 часа. А вот, например, каждые 17 или 19 ча-

таким условиям. После кормления в 11 часов утра они усаживались на насест и через час засыпали. В середине «дневной ночи» и в ее конце петухи несколько раз пели. В 16 часов куры отряхивались, чистили перья. В то время, когда обычные куры начинали еще только готовиться ко сну и садились на насесты, подопытные разгуливали в сумерках, разыскивая корм.

Как же управляются биологические часы? Каким образом они заводятся? Где находится главный часовой механизм? Ответы на эти вопросы дали опыты с тараканами. Эти ночные животные, вызывающие у всех отвращение, оказались полезными для науки.

Сначала подопытным тараканам портили биологические часы, нарушали их ход. Для этого насекомых круглые сутки держали или на свету, или в темноте. Через 4—6 дней они уже не делили сутки на день (когда они малоподвижны) и на ночь (когда они активно двигаются). Все перепуталось. Тараканы с испорченными часами то быстро бегали, то отдыхали. Путали день и ночь и те тараканы, глаза которых закрашивали лаком. Дальше опыты усложнили. Брали двух тараканов — обычного и с испорченными часами — и хирургическим путем соединяли друг с другом. Кровь у насекомых после такой операции смешивалась. Через некоторое время после соединения «испорченный таракан» переставал беспорядочно дрыгать ногами — у него восстанавливалась обычная активность исключительно в ночное время.

Каким же образом происходила по-

2 «Юный натуралист» № 7