Юный Натуралист 1979-07, страница 7

Юный Натуралист 1979-07, страница 7

Бородач.

лиственные леса остались в нижнем поясе, на смену им пришли тисы, буковые деревья с серебристо-пепельными стволами. Внезапно дорогу пересек юркий зверек.

— Ласка! — не то радуется, не то гневается Асхат. Здесь, в горах, встречается также горностай и барсук. А горная, или каменная, куница иногда поселяется в каменных заборах горных селений. Делает набеги на птичники, ворует с чердаков фрукты, до которых большая любительница.

Чем выше поднимаемся мы,

тем разительнее контрасты природы. В горный рельеф вписываются альпийские луга, красочные весной, сейчас они немного потускнели. Но по расщелинам все еще синеет безен-гийский колокольчик — эндемик альпийских лугов. Пробираемся сквозь пышные заросли древовидного рододендрона. За красоту его зовут горной розой. Весной в ущельях и на альпийских лугах заповедной Верхней Балкарии расцветает черный тюльпан.

Над ущельем на орлиной высоте древняя балкарская баш

ня. Издавна люди заселяли горный Кабардино-Балкарский край. Находки кремневых орудий свидетельствуют о том, что жизнь протекала здесь еще в эпоху древнекаменных веков.

Над склоном ущелья высится Белая скала — Ак-Кая. Там, на высоте, лежбища туров.

Каменные осыпи преградой встают на пути. Дальше дороги нет. Оставляем машину и продолжаем путь по тропе. Еще подъем.

Высота над уровнем моря 2320 метров. Отсюда открывается вид на Безенгийское ущелье — мощный ледовый панцирь знаменитой Безенгий-ской стены.

Там, на высоте, обитает бородач — редкая, очень осторожная птица. Бородач гнездится среди скал на отвесных обрывах, откладывая одно-два яйца. Питается он в основном останками погибших животных, хотя может напасть на ягненка, молодую серну или туренка. Свои огромные гнезда строит здесь черный гриф. Часами парит он на неподвижных крыльях, высматривая добычу, Этот горный санитар питается падалью.

Быстро темнеет в горах. Солнечный диск опустился за горные склоны хребта. Окрасил пурпуровым отсветом отроги Дых-Тау, Постепенно затихла перекличка кекликов, или, как их иногда называют, каменных куропаток, притаившихся в каменных сыпях. Только стая клушиц гоняла с криком вдоль ущелья какую-то хищную птицу.

Ночной приют нашли мы на

кордоне Хулам-Безенгийского лесничества. Из-за хребта Укю-Тау поднялся полный диск луны, озарив призрачным светом ущелье. Вскоре в лощине запылал костер. Покончив с делами, на огонек подходили лесники. Конечно, по традиции с человеком приезжим разговор завязывается вокруг наших братьев меньших — четвероногих обитателей гор.

— Встреча с медведем? —

Рододендрон древовидный.

задумывается на минуту Махмуд Рахаев. — Этот бродяга обычно ходит по залесенным склонам гор, забирается выше к снегам, как правило, не нападая на человека. Хотя при встрече нос к носу не знаешь, как поведет себя косолапый. Конечно, опаснее встреча с медведицей. Бурые медведи, обитающие в нашем новом заповеднике, в основном вегетарианцы, кормятся черникой, смородиной. Мне приходилось видеть, как этот проказник, за

бравшись в заросли кукурузы, осторожно, с оглядкой обглодав початок, подминал под себя стебли, выламывал новый. Так же осторожно действовал медведь и в кустах орешника. Сгребет лапами куст, наклонит, а сам оглядывается — не услышит ли кто. И только тогда отправит орехи в пасть.

По словам Махмуда Рахае-ва, лакомка медведь не только вегетарианец. Случается, голодный медведь весной выследит кабаниху с выводком по-