Юный Натуралист 1979-10, страница 20

Юный Натуралист 1979-10, страница 20

20

мальные землеройки и зверьки со сбритыми усами-вибриссами натыкались на препятствия гораздо реже, чем те, которым затыкали уши. Значит, животные пользовались эхолокацией и, передвигаясь по манежу, ориентировались с помощью эха — отраженных от бутылочек звуков.

Еще более интересные результаты были получены в другом эксперименте. Землеройка по толстой пластмассовой трубке попадала на круглый столик, откуда перепрыгивала на соседнюю платформу. Когда животное осваивалось с обстановкой, платформу постепенно опускали. Опыты проводили в полной темноте. Платформа ничем не пахла. Причем положение ее все время менялось, и поэтому обнаружить платформу можно было только с помощью эхолокации. Если животное правильно решало задачу, то, спрыгнув на платформу, оно могло по специальной лесенке лопасть в камеру, где для него были приготовлены корм и вода. Если ошибалось, то падало с изрядной высоты на пол, и угощения, естественно, не получало. Землеройке ничего другого не оставалось, как, отыскав вход в пластмассовую трубку, вернуться на круглый столик и возобновить поиски дороги к корму.

После небольшой тренировки водяные, короткохвостые и другие бурозубки безошибочно находили платформу, опущенную на 11 сантиметров. Они обнаруживали ее даже на расстоянии 25 сантиметров, но прыгать не решались. С помощью прибора ночного видения ученые подсмотрели, как бурозубка суетилась на краю круглого столика со стороны платформы, свешивалась вниз, но в конце концов отходила в центр. Животные с затычками в ушах редко решали задачу правильно. Очевидно, слух им совершенно необхо

дим, чтобы отыскивать платформу. Микрофон, установленный над площадкой, засвидетельствовал, что в темноте землеройки 4—6 раз в минуту издавали короткие и длинные высокочастотные звуки и при этом подергивали мордочкой.

Водяная кутора отлично лоцирует под водой. Ныряя в аквариум, животные попадали в овальную камеру, откуда начинались три подводных коридора. Куторы должны были выбрать коридор, имеющий выход наружу. В радиусе 60 сантиметров локатор действовал безукоризненно. Кутора оказалась владелицей уникального локатора. Среди животных, использующих для ориентации эхо, только она способна применять локатор и в водной, и в воздушной среде.

Способностью к эхолокации обладает еще одна группа насекомоядных — тен-реки. Их 30 видов. Большинство из них питаются насекомыми, но не отказываются от червей, моллюсков и мелких животных. Тенреки — сластены. Они любят лакомиться бананами и другими сладкими фруктами. Водяные тенреки — вегетарианцы. Рыба и насекомые лишь приправа к основным блюдам.

Живут тенреки на Мадагаскаре и еще на некоторых островах, куда их специально завезли. Внешний вид у животных странноватый. Общая черта у всех — удлиненная морда с тонким подвижным носом. Малые тенреки напоминают землероек, их тело покрыто мягким коротким мехом. Рисовые тенреки похожи на кротов и ведут подземный образ жизни. Некоторые напоминают опоссумов или ежей. Правда, они не сплошь покрыты иглами, есть и волосы, но когда испуганный зверек ощетинится, трогать его не хочется.

Тенреки не устают удивлять зоологов. Бесхвостый тенрек в засушливое время года погружается в многомесячную спячку. Самые крохотные малые тенреки на черный день запасают жирок. Как и у курдючных овец, под склад жира у них предназначен хвост. Ежовый тенрек для борьбы с врагами использует неприятный отпугивающий запах.

Американские ученые, которые работали с этими интересными зверьками, в точности повторили опыты, проведенные с землеройками. У тенреков оказался неплохой локатор. Прыгая в полной темноте на платформу, опущенную на 11 сантиметров, животные промахивались только в двух случаях из десяти. Если им затыкали уши, они тотчас же теряли способность выполнять задание. Это лишний раз подтверждает, что тенреки пользуются именно эхолокацией. Удалось даже записать их сигналы. Пока тенреки зани

мались своими делами, они издавали высокочастотные звуки: скрипели, фыркали, щебетали, скрежетали зубами, но, как только начинали искать платформы, прицеливаясь, как лучше спрыгнуть, щелкали языком. При этом колючие тенреки облизывали губы, а остальные просто открывали и закрывали рот. Щелчки были очень короткие.

Эхолокацию изучают и у грызунов. Особенно большие шансы прославиться на этом поприще у мышиных. Все они, как правило, ведут ночной образ жизни. Обитают в норах, завалах валежника и коряг, в подпольях и подземельях. Здесь зрение не помощник, а эхолокация была бы кстати. И почему бы наземным мышам не пользоваться ею, если их летучие тезки такие виртуозы В этом деле?

Большинство мышей способны слышать и издавать ультразвуки. В визге крыс зарегистрированы высокочастотные компоненты. Агрессивно "настроенные животные генерируют звуки до 50 килогерц. Это коммуникационный сигнал. В ответ подчиненные крысы, чтобы засвидетельствовать диктатору свое почтение, расшаркиваются особым более низким звуком. Детеныши желтогорлой мыши, рыжей полевки, щетинистой крысы, слепушонки и других мышей, требуя внимания, защиты и материнской ласки, очень

тонко пищат. Мышь-мать, уловив сигнал о помощи, недоступный человеческому уху, мгновенно бросается к мышатам.

Ученые пока лишь гадают, пользуются ли грызуны эхолокацией в природных условиях. Общественные и узкочерепные полевки в лабораторной обстановке без особых усилий овладевают искусством эхолокации. Опыты проводились все на том же круглом столике. Животные на расстоянии 8—10 сантиметров обнаруживали платформу, на которую должны были прыгать. Когда полевкам заклеивали уши или разрушали барабанную перепонку, они начинали ошибаться.

Белые крысы тоже способны пользоваться эхолокацией. Их обучали избегать коридорчиков, заканчивающихся тупиком. Слепые животные должны были издалека, не доходя до конца коридора, решить, есть ли из него выход. Самые тщательные наблюдения показали, что крысы не издавали никаких специальных звуков. Зато они фыркали, чихали, щелкали и скрежетали зубами, царапали когтями пол и стенки коридора. Видимо, эхо от этих звуков и помогало крысам находить выход из лабиринта. Глухие животные справиться с задачей не могли.

Окончание см. на стр. 44