Юный Натуралист 1980-10, страница 3

Юный Натуралист 1980-10, страница 3

ЗАВЕТ МОЛОДЫМ

Давняя кинохроника переносит нас — через пространство и время — в осенний день двадцатого года в зал дома № 6 на московской Малой Дмитровке.

Он стоит и поныне, этот дом, и вечерами в нем загораются огни театра имени Ленинского комсомола. Да и улица, сейчас она носит имя Антона Павловича Чехова, пока еще мало изменилась — все так же, как и много лет назад, вливаются в нее, словно ручейки в реку, изогнутые старомосковские переулки, а современные автомобили и троллейбусы плывут мимо старых, потемневших от времени зданий.

На какой-то миг оживает на экране событие, отдаленное от нас десятилетиями: Третий комсомольский съезд. Видишь молодые, улыбчивые лица. Это первооткрыватели и новоселы страны Комсомолии. Они еще очень юны: иным еще нет и шестнадцати, а самым старшим всего двадцать с небольшим. Бед-новато одеты: потрепанные гимнастерки и шинели, мешковатые куртки, кургузые пиджачки и кофты.

Немного еще пожили, да многое испытали эти юноши и девушки: революционные бои, сражения гражданской, разруху. Сюда, на съезд, они добирались через разоренные станции, в теплушках, на открытых платформах, подчас пешком. Ехали и шли, не обремененные поклажей. В заплечных котомках — черствая горбушка, брошюры, порой тетрадь со стихами.

Еще не очень обжита, продута жестокими ветрами и мало оборудована для веселья страна Комсомолия. Но они не унывают. Выпускают сатирическую стенгазету «Подзатыльник». Поют революционные песни.

Они полны отваги, энергии, решимости. Смелости хоть отбавляй, но вот знаний у этих парней и девчат почти и нет. Да и откуда им было взяться! Как они, рабочие и крестьянские дети, учились! В лучшем случае так, как написал в анкете в графе «Образование» питерский делегат Петр Смородин: «Окончил сельский университет, три зимы ходил в церковноприходскую школу. В общем 8 месяцев».

А знания, скоро это хорошо поймет каждый из них,— главное оружие коммуниста.

Быстро мелькают и обрываются кадры. У оператора, будущего мастера советского киноискусства Эдуарда Тиссэ имелось сорок метров пленки, немалое по тем временам число. К величайшей досаде, они кончились как раз тогда, когда приехал Владимир Ильич Пенин.

© «Юный натуралист», 1980 г.

Рис. В. Карабута