Юный Натуралист 1981-12, страница 25

Юный Натуралист 1981-12, страница 25

ж

Сказка о добром докторе Айболите стала былью на Тернопольщине: лечебницу для попавших в беду диких зверей и птиц организовали охотники Бережанского района. Они построили вольер, оборудовали ветеринарный пункт.

Приняв тревожный сигнал от своих постов (а такие дозорные из любителей природы есть в каждом селе), егерь вместе с ветврачом спешит на вызов. В зависимости от состояния здоровья пациента ему или оказывают помощь на месте, или временно помещают в стационар.

Необычная станция «Скорой помощи» уже спасла десятки косуль, кабанов, лисиц, зайцев, многих птиц.

Биография центра Эстонского сланцевого бассейна — Кохтла-Ярве — началась ровно три с половиной десятилетия назад от печки.

За неимением подходящего материала один из местных крестьян смастерил тогда печь из камней, которых в округе было предостаточно. Но после первой же растопки сама печь сгорела дотла. Так и узнали о необычном свойстве местного «камня».

В память о сгоревшей печке на ее месте горожане установили своеобразный памятник — вагонетку со сланцем.

В Березинском заповеднике на одном из водоемов белорусские ученые обнаружили колонии бобров и выдр. Бобры построили несколько хаток, плотин и как хозяева квартир поселились внизу. А выдры заняли изолированный второй этаж. Оттуда они съезжали прямо в бобровую прорубь.

Вместе зверьки затевали потасовки и игры, но особое удовольствие доставляло им катание с горки. И не с первой попавшейся, а со знанием дела выбранной, наиболее подходящей по высоте и крутиз

не. Если горка оказывалась захламленной и неровной, выдры не ленились убрать камни, палки, мусор.

Обследуя один из безымян-нях островов, которые вошли в состав Кандалакшского государственного заповедника, ученые обнаружили кедр, дающий плоды. Семена его по размеру и вкусу такие же, как и на родине кедров (сибирской сосны) — в Сибири. Особенно удивительно, что нижние ветви дерева, которые соприкасались с землей, пустили корни и зажили самостоятельной жизнью. Кедр в окружении молодой поросли стойко выдерживает и натиск сильнейших ветров, и сорокаградусные морозы.

Как появился он на безлюдном острове в Белом море, остается загадкой. Предпола

гают, что на острове высаживались моряки, которые и обронили здесь семена кедра.

Леса в окрестностях Алма-Аты облюбовали белки-теле-утки, отличающиеся крупными размерами и ценным мехом.

Около тридцати лет назад несколько десятков пушистых зверьков охотоведы завезли в эти места из Российской Федерации. Новоселы успешно акклиматизировались в высокогорных ельниках. Потом бывшие обитатели таежных просторов начали перебираться поближе к городским кварталам. Нередко этих зверьков горожане видят в парках и скверах.

Фауна республики становится богаче. Об этом свидетельствуют регулярно проводимые переписи обитателей степных и лесных угодий. Так, в горных урочищах юго-востока и востока Казахстана стало в полтора раза больше маралов, утроилось количество архаров. В бассейне реки Урала поселились бобры.

завезенные сюда из Нечерноземья. Для успешного их воспроизводства здесь создан государственный бобровый заказник. Нет больше угрозы исчезновения куланов, фазанов, фламинго.

А такие представители дикого племени, как сайгаки, уже прочно вошли в список промысловых.