Юный Натуралист 1981-12, страница 27

Юный Натуралист 1981-12, страница 27

25

Бескрайние степи Монголии... В жаркий летний день на огромных пространствах не видно ни одной живой души. Разве что изредка перепорхнет птичка, спешащая накормить свое ненасытное потомство, или пробежит, точнее проскочит, какой-нибудь грызун. Вот и все.

Вдруг вдали появилось большое светлое пятно. Оно очень медленно движется по степи; настолько медленно, что этого можно не заметить. Внезапно пятно срывается с места. Совершенно отчетливо видны белесые блики, напоминающие солнечные зайчики. Что это — мираж?

Выручает полевой бинокль. Все ясно. Светлое пятно оказывается стадом бешено несущихся животных, а блики — белыми пятнами — «зеркальцами» на задней части бедер. Это антилопы дзерены.

Само слово «дзерен» монгольского происхождения. «Цаган дзерэ» (белый козел) — так в Монголии называют этих антилоп, ибо на большом расстоянии они действительно кажутся белыми. Другое название животного — зобатая антилопа — возникло потому, что у самцов сильно развита гортань, которая выдается на шее в виде зоба.

У самцов красивые рога, которые сближены у основания, затем расходятся в разные стороны и изгибаются назад и внутрь. Почти на всем протяжении рога есть утолщения в виде колец (примерно до 20), по которым можно определить возраст животного. Самки монгольского дзерена безроги.

Все сказанное относится не только к монгольскому дзерену, но и к тибетскому. Оба вида встречаются главным образом в Монголии и Тибете, но, кочуя, эти типично травоядные животные периодически переходят в соседние районы Советского Союза (юг Тувинской АССР, юго-восток Алтая, Восточное Забайкалье) .

Наблюдая за стадом бегущих дзеренов, поражаешься их скорости — до восьмидесяти километров в час. В бинокль прекрасно видно, что на бегу отдельные животные делают прыжки до шести метров в длину. Время от времени некоторые из них высоко подпрыгивают вверх, оглядывая окружающую местность. Так скачут дзерены 200—400 метров. Затем животные останавливаются и осматриваются. Если опасности нет, начинают пастись. При приближении подозрительного предмета стадо опять срывается с места, уходя от опасности.

Маленькие копытца дзерена не позволяют ему быстро бежать по ровному скользкому льду. Этим нередко пользуются его заклятые враги — волки, особенно волчья стая. Обычно стая разбивается на две части. Первая загоняет стадо дзеренов на лед, а другая поджидает там. Молодым дзеренам постоянно угрожают лисы, манулы, из птиц — орлы.

Главную же опасность долгое время представлял человек. В конце прошлого и начале нынешнего столетия монгольские дзерены нещадно истреблялись целыми стадами. В дело шло все: и вкусное жирное мясо, и шкуры, из которых получали высококачественную замшу.

В отличие от другой антилопы — джейрана монгольский дзерен не водится в пустынях и полупустынях. Наиболее типичные места его обитания — ровные или слегка холмистые, открытые травянистые степи с острецом, ковылем и полынью. На Алтае он поднимается высоко в горы, на так называемые сырты — горные ровные степные плато, обильно поросшие травянистой растительностью.

К сожалению, распашка все новых и новых земель плохо сказывается на дзерене — он не терпит соседства человека. Поскольку нетронутых пастбищ становится все меньше, численность антилопы постоянно падает. В последнее время в Монгольской Народной Республике, где она является промысловым животным, отстрел взят под контроль. В нашей стране ввиду крайней малочисленности промысел монгольского дзерена категорически запрещен.

Окраска монгольского дзерена типична для большинства животных, населяющих открытые пространства степей Азии. Зимой этот дзерен одет в густой длинный, а значит, и теплый мех буровато-серого цвета. Летний наряд животного не такой густой, рыжеватого цвета, ярче к середине спины, светлее к ее краям. Брюхо, внутренние части бедер, нижняя часть шеи и «зеркальце» всегда белые независимо от сезона. Как зимой, так и летом окраска монгольского дзерена удивительно гармонирует с окружающим ландшафтом: даже на сравнительно близком расстоянии спокойно стоящее животное трудно заметить и тем более рассмотреть. Только вспугнутый дзерен выдает себя отчетливым белым «зеркальцем».

Но этого мало: у животного совершенно изумительно развиты зрение и слух. Чрезвычайно трудно подкрасться к дзеренам, пасущимся где-нибудь в укромном местечке — небольшой