Юный Натуралист 1982-02, страница 26

Юный Натуралист 1982-02, страница 26

25

было выполнено. Хочу только ответить на один вопрос, который волновал в свое время и меня,— судьба ракушки, которая отдала свой жемчуг. Она не гибнет. Когда отобранные маргаританы обсохнут, они чуть приоткрывают свои створки. В эту щелку ученые вставляют деревянный клинышек, не давая раковине захлопнуться. Затем осторожно острейшим хирургическим скальпелем делают надрез в том месте, где видна жемчужина, и чистой палочкой ее выдавливают на ладонь. Потом кладут в пробирку, чтобы она не потускнела. И только позже на ювелирной фабрике ее окончательно обработают и отполируют. Ракушку же опять опускают в реку. Пусть живет.

И еще. Помните, я говорил, что не все жемчужины драгоценны, и часто встречаются шарики без перламутровой игры. Ученые

считают, что это зависит от того, в какое место под створки раковины попадает инородное тело. Вот и решили биологи не выбрасывать эти недрагоценные жемчужины, а подсаживать их другому моллюску в такое место, где перламутр вырабатывается. Сделали несколько десятков таких операций.. Ракушки пометили и организовали новую колонию жемчужниц с подсаженными шариками. Место это обозначили на карте, чтобы года через два-три проверить результат работы. Японцы уже давно растят искусственный жемчуг в море, а с речными жемчужинами наши биологи экспериментируют впервые.

Б. ГЕННИНГС Фото автора
Отголосни далекого прошлого

Перед вами фотография ископаемых животных. Она сделана не в палеонтологическом музее, а в Московском метро. На тысячах квадратных метров отшлифованного мрамора, которым облицованы стены станций, можно встретить останки животных, населявших нашу планету много миллионов лет назад.

Например, на красных стенах станции «Комсомольская» заметны контуры известковых раковин аммонитов. Эти представители головоногих моллюсков появились в океане 400 миллионов лет назад и вымерли в меловом периоде. Аммонит имел плоскую, спирально закрученную раковину, разделенную перегородками на отдельные камеры, а сам моллюск находился в последней, самой большой из них. На фотографии раковина аммонита разрезана вдоль, хорошо видны отдельные камеры. Многочисленные срезы раковин этих животных можно найти и на станции «Каширская».

Белый мрамор на станции «Площадь Свердлова» состоит из останков одних из самых древних животных — археоциат. Эти чрезвычайно примитивные многоклеточные животные известны в истории Земли с раннего кембрия. Внешне они напоминали некоторых представителей современных губок.

Уже 500 миллионов лет в морях живут бра-хиоподы. Эти животные заключены в раковину, которая напоминает раковину двустворчатых моллюсков, но сама брахиопода совершенно непохожа на моллюска. Большую часть объема раковины занимают две спирально свернутых «руки», которыми брахиопода ловит добычу. Ныне малочисленные, когда-то брахиоподы занимали господствующее положение на дне моря. Отголосок их далекого обилия — множество срезов раковин на мра

море колонн станции «Комсомольская» радиальная.

Часто встречаются останки других представителей морских беспозвоночных — брюхоногих моллюсков. Так, в мраморе на станциях «Курская», «Каширская» и «Библиотека имени Ленина» хорошо видны продольные срезы конических, спирально закрученных раковин моллюсков, длина некоторых достигает двадцати сантиметров.

На панелях станции «Площадь Революции» видны скелеты шестилучевых кораллов, а на стенах некоторых станций метро целые скопления иглокожих. По мрамору беспорядочно разбросано множество скелетов морских лилий и морских бутонов — ископаемых родственников современных морских звезд и ежей.

Много интересного из истории нашей планеты можно прочесть на мраморных стенах станций Московского метро.

Л. НЕЗЛИН Фото автора