Юный Натуралист 1982-07, страница 45

Юный Натуралист 1982-07, страница 45

43

ГОЛУБАЯ ПТИЦА

ЮРИЙ КОВАЛЬ

О чем писатель пишет? О чем рассказывает тот или иной рассказ? Это может быть интересное происшествие, занимательный случай, словом, поучительное событие, так или иначе выделяющееся из повседневности.

А бывает, что события или нет, или пустяковое оно вовсе, а рассказ по какому-то волшебству и читаешь — не оторвешься, и, прочитавши, сидишь, задумавшись, потому что всеми своими мыслями остался там, в рассказе, в странном и чудном мире, созданном словом писателя.

Должно быть, в таких рассказах самое главное — это не то, о чем говорится, а то — как именно говорится. Важно умение увидеть. Все сказанное может быть отнесено к прозе писателя Юрия Коваля. О чем пишет он в рассказе «Картофельная собака»? О собаке, которая ела сырую картошку? Странное, конечно, существо, но не настолько, казалось бы, удивительное, чтобы о ней писать... А читаешь и смеешься до упаду, потому что смешно все это очень, а потом грустишь. А дальше задумываешься, о чем же все-таки рассказ? И понимаешь: о природе, о красоте осени и о доброте, да не собачьей, а человеческой.

В этом номере мы печатаем несколько новых коротких рассказов, написанных для нашего журнала. В них нет биологических открытий и тонких наблюдений за явлениями природы.

В них другое — имя чему поэзия, потому

что поэзия — это не всегда и не только стихи...

Прочитайте не торопясь и лучше вслух эти рассказы, прислушайтесь к их медленной музыке, может быть, и вы услышите хрустальный звон полутысячи бус, увидите, что: «А черемуха-то цветет, осыпается на черную дорогу, ворочаются в озере язи, бьют в прибрежной траве зеленовато-рябые щуки...»

Несколько слов о писателе: был учителем, пробовал силы и как художник-живописец, не оставил кисть и до сих пор. Пишет стихи и прозу с детства, печатается с начала шестидесятых годов. Книги его «Алый», «Листобой», «Приключения Васи Куролесова», «Недопе-сок» и «Кепка с карасями» читаются взахлеб. Они переведены за рубежом, в Италии за них присуждена международная премия. Пишет повести и стихи, пишет совсем короткие рассказы, пишет сценарии для детских фильмов. Тем, кто прочитал его книги, конечно, знакомы и клест по имени Капитан Клюквин, и недопе-сок Наполеон III, и героическая собака Алый.

Должны запомниться и дети: дошкольник Серпокрылов, школьник Вася Куролесов и первоклассница Нюрка из книги «Чистый Дор».

Любовное внимание к птицам, зверям и детям делает прозу Юрия Коваля близкой и читателям нашего журнала.

В. ЕСАУЛОВ

ЖУРАВЛИ

За оврагами, в которых мерцали сентябрьские дожди, я увидел в поле какие-то столбики.

Прошел немного — столбики обратились в солдатиков. Они двигались, вертелись, наклонялись к земле.

Я упал на землю и пополз.

В деревне рассказывали, что на овсяном поле бывает медведь, но никогда я не знал, что сюда приходят журавли.

Как шеренга солдат, шли они, приближаясь ко мне.

Думаю, со стороны это была неловкая, странная картина — маленький человек ползет по полю, а навстречу ему шагают журавли.

Первым, кто заметил неловкость, был передовой журавль. Взмахнув крылом, он остановился, замерли на месте и его товарищи.

Ползти стало стыдно, и я поднялся.

Теперь они ясно видели меня, грязного и мокрого, и могли, конечно, понять, что я им ничего не сделаю, а ползу так, по глупости, чтоб поближе поглядеть на них.

Не знаю уж, что они увидели и поняли, но только дружно открыли крылья и, медленно поднимаясь над полем, стали выстраивать в небе клин.

— Колесом дорога! — вдогонку им крикнул

я.

«Колесом дорога!» — так надо кричать улетающим журавлям.

Клин волновался, колебался над полем, уходил, утягивая за дальние леса. Огромным колесом лежала в небе журавлиная дорога.