Юный Натуралист 1983-07, страница 32

Юный Натуралист 1983-07, страница 32

31

нивал со скрипкой и цимбалами. Они действительно отчасти напоминают их по устройству и звучанию. У кузнечиков органы слуха помещаются на передних ногах, у основания голени, то есть второго отдела ноги, в том месте, которые дети называют у кузнечика «коленкой». Внешне они мало заметны — это небольшие продолговатые отверстия, затянутые перепонкой.

Кроме кузнечиков и саранчовых, самые известные из насекомых-музыкантов — сверчки и цикады. Их очень много в тропических странах, но и в деревне за печкой, а иногда и в городе можно услышать песню домового сверчка. Каждый сверчок имеет свою норку и строго ее охраняет от своих собратьев. Песня нужна сверчку не только для привлечения самки, но и для того, чтобы отметить границы собственной территории. Песни разных видов сверчков так же музыкальны и сложны, как и трели кузнечиков, да и звуковые аппараты этих насекомых, размещенные на надкрыльях, по строению похожи. Слышат сверчки, как и кузнечики, «коленками».

Цикады — насекомые из другого отряда; многочисленные виды мелких цикадок обитают там же, где наши кузнечики и саранчовые. Пересекая луг или поляну, посмотрите под ноги и вы увидите множество крошечных зеленых или желтоватых существ, которые словно брызги разлетаются в стороны при каждом вашем шаге. Это и есть цикадки — небольшие сосущие насекомые. Поющие цикады, крупные насекомые с прозрачными твердыми, словно сделанными из слюды, крыльями необыкновенной красоты, с изящным рисунком жилок, обитают на юге. Их песня — неотъемлемая черта тропической ночи. Во многих южных странах, чтобы наслаждаться пением прямокрылых насекомых (сверчков и кузнечиков) и цикад, их сажают в небольшие, сплетенные из тростника или соломы садки-клеточки, словно птиц, и вечерами слушают их голоса. Этот обычай издревле существовал и на Востоке, и в античном мире: по свидетельствам греческих классиков, афинские дети забавлялись пением цикад, заключенных в тростниковую тюрьму.

Очень легко держать в неволе обыкновенных домовых сверчков. Для этого можно посадить их в закрытые сверху аквариумы или террариумы со слоем песка на дне. Кормить сверчков лучше смешанной пищей — свежими листиками салата, сухим гаммарусом.

Зачем же нужны кузнечикам и сверчкам их песни! Поют ли они, только «потирая руки от удовольствия и переполняющей их радости жизни», как думал Фабр, или их трели имеют иную природу! Первые экспериментальные доказательства того, что прямокрылые насекомые слышат, появились только в 1913 году и были осуществлены очень оригинальным способом: ученый-энтомолог Иван Реген заставил сверчка «разговаривать по телефону»: призывный звук полевого сверчка передавал

ся по телефону в помещение, где находились активные насекомые того же вида; самки немедля поспешили приблизиться к телефонному аппарату. Опыты Регена дали ответ сразу на несколько вопросов. Во-первых, стало ясно, что звуковые сигналы — важный способ общения насекомых. Во-вторых, выяснилось, что самки сверчка распознают песню самца своего вида по ее ритмической организации. В-третьих, оказалось, что стрекотание сверчка имеет значение призыва.

Звуковое общение насекомых заинтересовало акустиков, ведь звуковые контакты по сравнению с другими средствами связи имеют опредепенные преимущества: они могут осуществляться на расстоянии — до десяти метров, когда не действует зрение. Еще одна удивительная особенность: несмотря на серьезные помехи (другие звуки), животное безошибочно выделяет свой сигнал и точно определяет его источник. Это свойство акустической системы животных ученые называют помехоустойчивостью.

Представим себе, что слышит кузнечик, сидящий в летний полдень на лугу: по траве пробегает ветер, и она шелестит. Рядом поскрипывают саранчовые, звучат песни других видов кузнечиков, очень похожие на его собственную. Все эти звуки спиваются в громкий оркестр. Попробуй выдели из него песню кузнечика своего вида! Нелегкая это задача даже для технически совершенного прибора. А вот слуховые органы кузнечиков, как показали наши опыты, по помехоустойчивости даже превосходят лучшие технические устройства!

Как полагают ученые, насекомые узнают «свой» сигнал прежде всего по его ритмическому «рисунку», ритму звуковых посылок-пульсов. Мы предпагали самкам кузнечиков прослушать искусственный звуковой сигнал с таким же рисунком, и они реагировали на него так же, как на настоящую песню: некоторое время крутились на одном месте, размахивая усиками, а затем в несколько скачков безошибочно достигали источника звука, об-лепляпи микрофон и ползали по нему, оживленно двигая усиками и расталкивая других. Кроме того, оказывается, песня важна и для равномерного распределения животных одного вида на поляне или на лугу. Чем сложнее жизнь насекомого, тем богаче его звуковой «репертуар».

Вот какими сложными и интересными оказываются привычные для всех голоса в траве — песни кузнечиков на лугу и стрекотание сверчков зимой за печкой.

А. МИХАЛЬСКАЯ, Е. КОТЕНКОВА, кандидат биологических наук

bIBIBIBIBIBIBIBIBIBIBIB]