Юный Натуралист 1985-07, страница 48

Юный Натуралист 1985-07, страница 48

46

после земляники, причем на востоке скорее, чем на западе СССР. Сколько этой душистой и сладкой ягоды пропадает в таежных малинниках! Медведь оттуда ни на шаг, так и живет в ягодниках.

В лесу, среди полян — низкий кустарничек. Голубовато-восковой налет на листве и на сизоватых ягодах. Они похожи на чернику, только покрупнее. Это голубика.

На низком, стелющемся болотном кустарнике — ягоды-хамелеоны: когда наливаются, делаются красными, а созревают — становятся желтыми с оранжевым оттенком. Это золотая морошка. Очень урожайна в болотистых лесах и на торфяниках. Сладко-кисловатые ягоды превосходны для кваса, варенья, желе. Велики заросли морошки в тайге и тундре.

Костяника растет обыкновенно в лесах и дубравах, но, к сожалению, не переносится в сады. Редко заготовляется ее ярко-красная, освежающая, сочная ягода. По виду и вкусу — это наш северный гранат. Даже косточковые семена, размолотые в порошок,— вкусная приправа к пище.

Садоводы начинают оценивать ягодный декоративный кустарник, незаменимый для живых изгородей и укрепления почвы. Только в половине сентября созревают желто-оранже-вые сочные ягоды колючих кустов, с серебристым налетом на изнанке листьев. Это дереза-облепиха. Ягоды ее имеют привкус и аромат ананаса.

Бесподобна по аромату буро-красная кисло-сладкая ягода — мамура (поленика, княженика, хохляница). Она похожа на ежевику, но только без шипов. Растет на лесных болотах и торфяниках.

Скромный шиповник тоже в результате селекции может дать замечательные, сочные плоды. Ведь в его ягодах много больше, чем в лимоне, витамина С. Целебны витаминозные повидло, кисели, варенье из ягод шиповника.

Моховые кочки необъятных лесов и болот севера и средней полосы в сентябре усеиваются зрелой клюквой. Кажется, не растет, а просто лежит на мху рубиновая ягода. Берешь ее и видишь: тянется за ней, как нитка, длинный стебель с вечнозелеными листиками. Свежая клюква очень полезна для больных и выздоравливающих людей. Из нее приготовляются экстракты, соки, варенье, кисели, морсы. Клюкву можно собирать до поздней осени.

По осени деревню украшают рябины. И. В. Мичурин вывел лучшие сорта десертных рябин. Ягодами рябины лечатся от цинги и от малярии. Спелой считается рябина после первого заморозка: схваченная морозом, она слаще.

Советские селекционеры-мичуринцы взяли на себя почетную задачу — «приручать» дикие растения. И. В. Мичурин писал: «Изучайте дикорастущие плодово-ягодные растения, отбирайте все наиболее интересные формы по вкусу, урожаю, выносливости и другим хозяйственным качествам». Наши леса, горы, степи,

болота представляют собой неисчерпаемое растительное богатство. Новаторы выполняют завет своего учителя.

Селекцией можно отобрать и клюкву размером с вишню и заложить на бросовых, бесплодных болотах ягодные плантации. Черника, клюква, морошка, мамура, толокнянка, голубика, ежевика после хорошего ухода дадут крупные ягоды. Они веками будут украшать усадьбы колхозов.

Лес — это готовый питомник, где созревает неращенный урожай диких ягод. Пора уже по-хозяйски приглядеться к неисчерпаемым складам природы и призадуматься, как культивировать лесные ягодники.

ЛЕВИТЯНОВСКИЙ ПРУД

Грибные леса окружают Москву со всех сторон. Но белыми грибами искони славятся два излюбленных места: станция Белые Столбы и лопасненские березняки.

За Подольском автомобилисты сворачивают с Серпуховского шоссе на каменный большак до Мещерского, а оттуда совсем немного до красивой поляны с прудом, колодцем. Это уже уединенное место любителей сбора грибов, ягод, орехов, в 70 километрах от Москвы.

Чеховская усадьба отсюда находится в 15 километрах. Большой друг А. П. Чехова художник И. Левитан часто гостил у писателя в Мелихове и запечатлел эти места в своих произведениях (акварель «Деревушка»). Однажды художник забрел в грибной мещерский лес, и его внимание привлек лесной пруд с белыми кувшинками. И вот теперь посетители Государственной Третьяковской галереи видят на стене то же, что и грибники в лесу,— пруд Левитана.

На поляне, у дубов, сохранился пруд Левитана. Теперь это любимое место привала московских грибников — стоянка автобусов.

На краю поляны высокая стена леса. Ветвистые вершины могучих дубов бросают темную тень на старый пруд, где среди белых кувшинок чудится васнецовская «Аленушка»: сказочная девочка пригорюнилась на замшелом камне-валуне. Так, наверно, и показалось когда-то замечательному русскому художнику И. Левитану. Здесь он написал известную картину: «Заросший пруд с лилиями».

По звенигородским грибным лесам «русской Швейцарии» в живописных окрестностях деревни Дютьково туристы ходят и непременно дольше задерживаются, любуясь с холма на знаменитое «Окно Левитана», где великий художник создал многие известные пейзажные шедевры, где жил и работал композитор С. И. Танеев, к ним ездил А. П. Чехов. Втроем с корзинами они обходили звенигородские грибные места.