Юный Натуралист 1986-01, страница 39

Юный Натуралист 1986-01, страница 39

38

КОГДА

СБЫВАЕТСЯ МЕЧТА

У тех, кто любит научно-художественную литературу о природе, имя Юрия Дмитриева неизбежно вызовет в памяти книги, которые не просто увлекают. Они втягивают нас в проблемы, волнующие автора, и мы неожиданно чувствуем, что вдруг захотели стать участниками событий, воссозданных писателем, и готовы, внимая его образам, ринуться в бой на защиту животного и растительного мира нашей планеты.

Книги Юрия Дмитриева с равным интересом воспринимают и юные, и отнюдь не юные читатели, и все же тот факт, что он неизменно адресует свои произведения детям, не случаен. Детство живет в его творчестве как неотъемлемая часть мечты, которую он вот уже почти тридцать лет воплощает в самых различных формах научно-художественной прозы.

У него есть остросюжетные повести. Они составили сборник «Пароль: «Пусть живет!», читать их столь же увлекательно, как хороший детектив, ибо защитники природы и животные, действующие в них, претерпевают самые неожиданные и непредугаданные приключения. А в «Большой книге леса» растения и животные как бы говорят с читателем на своем языке. Мы тут чувствуем себя так, будто,

войдя в лес, вдруг обрели способность понимать «речь» четвероногих, птиц, растений.

Читая книги Юрия Дмитриева, мы поневоле проникаемся ощущением чуда, которое автор бережно донес до нас.

В увлекательные приключения попадают его герои, чтобы читатели узнали о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются защитники природы.

В более поздних произведениях писатель отказался от сказочных и приключенческих сюжетов. От книги к книге он все больше тяготеет к объективному изложению научного опыта прошлого и наших дней. Строго научное повествование, кажется, вытеснило приключения, а атмосфера чуда все же не ушла, и, внимая книгам Дмитриева, мы ни на минуту не забываем: достоверную научную информацию нам преподносит художник, который влюблен в природу и науку о природе и все свое мастерство подчиняет единожды избранной цели — заразить своей любовью читателей.

«Нет, в какие бы дебри ни забрел муравьишка один, он найдет дорогу домой, придет тем же путем, по которому шел от дома». Так воссоздает писатель в своем двухтомнике «Человек и животные»