Юный Натуралист 1986-01, страница 40

Юный Натуралист 1986-01, страница 40

39

проблему, заинтересовавшую зоологов: муравей, оказывается, «не забывает» дорогу в муравейник. Можно изложить научную проблему так, что она станет понятна и непосвященному. Надо быть подлинным художником, чтобы найти слова, за которыми читателю одновременно предстанут и проблема, и животное, и все вместе окрасится добрым взглядом автора. А ведь так и происходит в книгах Юрия Дмитриева. Его объективное изложение на деле оказывается взволнованным рассказом писателя, прочтя который мы неизбежно приблизимся к природе, ощутим как близкие существа не только кошек и собак, но и, к примеру, восхитимся «изобретательностью» божьей коровки, отпугивающей от себя хищных птиц.

Я говорил о мечте Юрия Дмитриева. С самых ранних лет он полюбил животных. Мальчиком притаскивал домой кошек, собак, раненых птиц. Птиц лечил и выпускал. Кошки и собаки становились членами семьи. Взахлеб он читал «Жизнь животных» Брема и мечтал, когда вырастет, написать что-то подобное. Едва он окончил школу, началась Великая Отечественная война. Он воевал, потом учился в Московском университете и, защитив диплом, стал преподавать в школе. После уроков часто отправлялся со своими питомцами в лес, рассказывая и показывая то, что сам знал о животных и растениях. Потом он увлекся документальной прозой и целиком посвятил себя литературе. Имя крепкого профессиона-ла-литератора было завоевано, а сам писатель не успокаивался и продолжал поиски.

Его не оставляли воспоминания о детстве, к тому же он чувствовал: что-то важное он не договорил своим ученикам и теперь, став литератором, должен сказать это всем детям. И он написал повесть «Зеленый патруль» — страстную книгу, воспевающую юных защитников природы и наполненную гневом по отношению к браконьерам, варварски губящим природу.

С тех пор прошло почти тридцать лет, и Юрий Дмитриев написал множество книг, посвященных животным и растениям, открытиям и смелым гипотезам, связанным с изучением природы, жизни и деятельности великих зоологов прошлого и наших дней. Написал и книгу о Бреме. А теперь, в канун своего шестиде

сятилетия, завершил многолетнюю работу, о которой мечтал еще юношей.

Подобно Брему, он решил создать свой вариант «Жизни животных». Разумеется, ни о каком подражании не может быть и речи.Дятитомник Дмитриева «Соседи по планете» основан не на исследованиях Брема: повествуя обо всех известных ныне животных, обитающих на Земле, автор опирается на новейшие научные данные. Я видел его кабинет, когда он приступал к работе над первым томом. Книги лежали повсюду, оставляя лишь узкий проход к письменному столу. Это были научные и художественные книги, это были не только исследования в области биологии, но и работы физиков, математиков, инженеров. В кабинете Дмитриева скопился тот фактический материал, который позже переплавился в достоверный и увлекательный мир его научно-художественной прозы.

Но не надо думать, что Дмитриев — кабинетный писатель. Многое из того, о чем он рассказывает, он видел собственными глазами. Недели и месяцы он проводит в лесу, в поле, в заповедниках, самостоятельно проходя маршрутами своих будущих героев. И не случайно предисловие к его однотомнику, выходящему в издательстве «Детская литература», написал Джералд Даррелл. «Прекрасными и удивительными» назвал известный писатель и путешественник книги Юрия Дмитриева, которого считает своим собратом по защите природы.

Ныне Юрию Дмитриеву исполняется шестьдесят. Пятитомник «Соседи по планете» не только написан, но и удостоен Международной европейской премии. Сам автор говорит об этой работе как о давно пройденном этапе. Новый замысел уже владеет им. Он хочет вернуться к сюжетной прозе, чтобы написать повести о смотрителях заповедников, лесниках, ученых, посвятивших жизнь великому делу охраны природы. Так продолжает сбываться мечта писателя. И все новые и новые образы находит он, чтобы, обращаясь к детям, учить их трепетному отношению к еще во многом таинственному, но гармоничному целому, имя которому — Природа.

Антон ИВАНОВ