Юный Натуралист 1986-09, страница 41

Юный Натуралист 1986-09, страница 41

41

на этот раз с Верой и Анфисой. Интересно, кто же они такие? Могу открыть маленький секрет: дело в том, что Анфиса — это... Впрочем, нет, давайте лучше наберемся терпения и будем ждать с нетерпением новых замечательных мультфильмов!..

Но не только сценарии к мультфильмам умеет придумывать Эдуард Николаевич. Однажды, когда у него было особенно веселое настроение, он взял, да и придумал настоящую пьесу под названием «Отпуск Деда Мороза». И недавно пьесу эту поставили в Московском академическом театре Сатиры... Да что там пьеса! Ведь именно Успенский «придумал» когда-то новые передачи, которые вот уже много лет любят дети всей страны,— это знаменитые «Радионяня» и «АБВГДейка»!

Невольно создается впечатление, что Эдуард Николаевич умеет все. Однако это обманчивое впечатление...

ГЛАВА 3. О ТОМ, КАК ПИСАТЕЛЬ УСПЕНСКИЙ ПОГРУЖАЛСЯ НА ГЛУБИНУ 300 МЕТРОВ БЕЗ СКАФАНДРА. Писатель Успенский никогда не погружался на глубину 300 метров без скафандра, потому что он этого просто не умеет, да и не любит делать (особенно зимой) — о чем и сообщил мне в частной беседе.

И я ему поверил.

В тот же вечер Эдуард Николаевич также признался, ч!о он пока не умеет летать без помощи клюва, хвоста и крыльев.

И я опять ему поверил.

ГЛАВА 4. О ПИСАТЕЛЯХ ВООБЩЕ ИЛИ О ПИСАТЕЛЕ УСПЕНСКОМ В ЧАСТНОСТИ? Давайте лучше сразу — «о писателе Успенском в частности»... Да и почему, собственно, только о писателе? Ведь, как мы уже узнали, за скромной подписью «Э. Успенский» одновременно скрываются и поэт, и прозаик, и сценарист, и драматург, и... (может, думаете, художник или музыкант? Нет, гораздо важнее) и удивительный человек! А впрочем, почему это «скрывается», если Эдуард Николаевич всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, поделиться опытом, посоветовать...

Другое дело: «дать ходу» — это Успенский действительно умеет (недаром же он в рассказе «Укус гадюки» несколько раз употребляет такое выражение). Но иначе ему просто всего не успеть. А успеть Успенскому нужно многое. Проведите с ним хотя бы день — и вам покажется, что прошла почти неделя! Вот он спешит на радио, вот он уже в издательстве, потом «дает ходу» на телевидение, оттуда «дает ходу» в детскую поэтическую студию, чтобы весело, непринужденно и мудро руководить

очередным ее занятием... Потому что писатель (читай: поэт, прозаик, сценарист, драматург, удивительный человек) Успенский прежде всего детский писатель.

Что бы ни делал Эдуард Николаевич, все у него получается ловко, с выдумкой и фантазией. То он вместе с детьми запускает воздушного змея (дает о себе знать учеба в авиационном институте), то он сооружает плот, то чинит детский велосипед или даже ремонтирует «взрослую» машину... И дети любят писателя Успенского! И даже иногда с любовью зовут его «наш Ягуард Николаевич».

И это тоже не случайно. Потому что детский писатель Ягуард — простите! — Эдуард Николаевич сам любит все живое: от китов и слонов — до крапивы и репейника. И ягуаров он тоже любит. И даже мух и мышей... В его доме живут две собаки — Астра и Ириска,— а также галка Краля, которую Успенский выходил, когда она была еще беспомощным птенцом. Во всех его произведениях обязательно присутствуют животные. А рассказы, которые вы сегодня прочитаете в журнале,— это правдивые истории, которые действительно случались в разное время с писателем Успенским и с его знакомыми.

Любит Эдуард Николаевич также и «живые» дела, и «живых» людей... А вот безжизненные скалы, холодные льдины, да и вообще все мертвое и холодное он не любит. За исключением, конечно, мороженого!..

А еще писатель Успенский не любит переходить дорогу перед быстро идущим транспортом. Обычно он держит меня за рукав и, показывая на далекую машину, заранее предупреждает:

— Осторожно, Тим! Видишь, автомобиль

едет?

— Вижу, Эдуард Николаевич,— отвечаю я.— Действительно едет. И прямо на нас!..

Признаться, я тоже очень не люблю переходить дорогу перед быстро идущим транспортом. Вот так мы и стоим оба около обочины, заботливо предупреждая друг друга о снующих мимо машинах...

Вообще-то, я знаком с Эдуардом Николаевичем не так уж давно, но мне почему-то кажется, что я знаю его уже много лет. Вот такой это удивительный человек — детский писатель Успенский.

...А галка Краля так и не решилась в тот день сесть ко мне на руку. Видимо, не успела пока привыкнуть к «подозрительному» типу. А еще говорят: птицы мало что понимают в жизни людей. А может, «виновата» галкина память — память всех животных на добро?..

Тим. СОБАКИН Фото В. Помигалова