Юный Натуралист 1988-06, страница 33

Юный Натуралист 1988-06, страница 33

33

большой городок Бетел, на ближайший аэродром, где могут садиться большие самолеты.

В Бетеле мы встречали прилетевший сюда впервые в истории советский авиалайнер. В нем удалось разместить все сорок клеток с четвероногими переселенцами и даже небольшой запас сена на непредвиденный случай. Отсюда самолет взял курс на запад, на Чукотку, на мыс Шмидта.

После двухнедельного содержания в загоне двадцать овцебыков-подростков выпустили на острове Врангеля на волю. Точнее, их пришлось выгонять из ворот насильно, так они успели привязаться к кормушкам, им понравилась жизнь под человеческой опекой. Даже находясь на воле, овцебыки время от времени подходили к загону, пытались войти внутрь.

В первые лето и осень переселенцы вели необычно подвижную жизнь. Казалось, что они изучают остров, разыскивают здесь наилучшие пастбища, укрытия от ветра, присматривают наиболее безопасные места. Быть может, дело заключалось и в другом — они искали родные стада, родителей, товарищей по играм.

Уже в первый год жизни на острове в рацион переселенцев входило больше двадцати видов, местных растений— трав, кустарников. Значит, животные быстро осваивались, «по-хозяйски» использовали островные пастбища. Следующим летом они вели себя гораздо спокойнее, увереннее. Стал еще шире набор поедаемых ими растений. А еще через год зоологов, наблюдавших здесь за жизнью овцебыков, ждала большая радость. В конце июня в стаде появились двое новорожденных телят. И с каждым годом их становилось больше.

На Таймыре переселению этих животных предшествовала своего рода «генеральная репетиция» — на полгода раньше с канадского острова Бэнкс сюда были завезены десять овцебыков. Их поместили в загоны, построенные в долине реки Бикады, невдалеке от Таймырского озера. «Репетиция» прошла удачно. Первая группа переселенцев благополучно перезимовала, животные заметно окрепли, подросли, освоили местные пастбища. Расчеты зоологов подтверждались: зима здесь была морозной, но малоснеж-

Карликовая ива — любимый корм овцебыков (остров Врангеля).

ной (овцебыки плохо переносят зимние оттепели и не могут добывать корм из-под глубокого снега), а пастбища оказались достаточно богатыми. Здесь произрастает более семидесяти видов поедаемых ими трав и кустарников, двадцать из которых составляют основу питания овцебыков. Всего же ботаники выявили в этом районе сто сорок два вида высших растений, в то время как на острове Бэнкс их насчитывается лишь семьдесят два.

Итак, из сорока «американцев» одна половина животных попала на остров Врангеля, другая — на Таймырский полуостров. Здесь их поместили в обширные загоны неподалеку от их соплеменников с острова Бэнкс. Первую зиму, гораздо более суровую, чем на острове Нунивак, «американцы» перенесли.труднее, чем «канадцы», и несколько животных погибли от воспаления легких.

На Таймыре первые телята — сразу трое—появились весной 1978 года. Из них уцелел только один, однако сам факт рождения свидетельствовал о том, что переселенцы начинают приспосабливаться к новым условиям. И уже в следующем году здесь родились одиннадцать телят. Осенью того же года часть животных была выпущена из загона, они успешно перезимовали, питаясь только природными кормами. В 1980 году таймырское стадо овцебыков увеличилось до сорока, а в 1987 году — почти до двухсот голов. Теперь все они живут здесь на полной свободе.

Переселение овцебыков оказалось успешным. Свидетельства тому и прекрасный внешний вид животных, и полноценное использование ими пастбищ, и то, что в стадах есть молодняк уже третьего поколения. Словом, сбывается предсказание доктора Лента!

Обнаружилась интересная особенность переселенцев: и на Таймыре, и на острове Врангеля самки приносят потомство ежегодно, а на севере Канады и в Гренландии — не чаще чем раз в два года. Это еще одно свидетельство благоприятных для животных кормовых и климатических условий на их новой старой родине, где звери имеют возможность заселять как горы, так и равнины, где вполне могут найти для себя дом десятки тысяч этих интересных и ценных животных.

С. УСПЕНСКИЙ, профессор Фото автора