Юный Натуралист 1988-09, страница 45

Юный Натуралист 1988-09, страница 45

еле видную точку. Красивый стал: рослый, могучий, с большими карими глазами на гладкой, точно подстриженной голове и с пышным воротником перьев вокруг шеи.

Когда в яркий ковер маков и тюльпанов оделись горы, ожили насекомые, над долиной, где протекала небольшая туркменская речка, стали иногда появляться две громадные птицы. Парили в небе, играли, гоняясь друг за другом и стремительно опускаясь книзу. Это были грифы. Люди привыкли видеть их вместе.

Но однажды пришла беда. Грянул чей-то браконьерский выстрел, и молодой гриф, перевернувшись в воздухе, упал в ущелье.

Прошло несколько дней. Вечером, когда собаки, выспавшись за длинный жаркий день, лениво собрались у кухни и, помахивая хвостами, потрусили за поваром, выносившим остатки пищи за ворота, на свалку, вдруг один пес тявкнул, навострив уши. А потом разом загавкала и понеслась вперед вся стая.

На свалке у подножия сопки темнела какая-то нескладная туша. Собаки подлетели к ней: туша внезапно зашевелилась, откинула в сторону большое крыло и повернула к нападавшим острый клюв. Подоспевшие люди отогнали собак от раненой птицы, однако и им тоже она не давалась в руки.

С тех пор гриф ежедневно появлялся на старом месте. Повар носил ему пищевые отходы, и собаки неохотно, но уступали добычу. Насытившись, гриф уходил в сопки.

Никто не знал, как помочь птице. Но вот в совхоз приехал молодой ветеринарный врач. Выслушав историю грифа, он засомневался: «Трудно поправить птичье крыло. Но все же попробуем. Может, беда не очень велика».

Позвали двух рабочих на подмогу. Люди догнали грифа, не без труда связали его, на голову накинули мешок. Молодой врач принялся за дело. К счастью, действительно повреждение было не слишком серьезное. Дробинка надломила кость, и резкое движение крыла при полете сломило ее. Кость срослась неправильно.

После операции крыло было крепко забинтовано в лубок. Повар поместил грифа в старую баньку. Птицу долго держали связанной, но она вела себя на удивление кротко и брала пищу из рук.

Гриф стал поправляться, подлетать. Как-то раз под вечер большая тень скользнула по склону горы: в небе плавно летела могучая птица. Завидев ее, сидевший над обрывом гриф встрепенулся и ринулся навстречу своей потерянной подруге.

Прошел год. Опять зазеленела трава. Под вечер ветврач поднялся на гору посмотреть на знакомую долину. И вдруг точно ветром пахнуло сверху: с высоты спускалась огромная птица.

Сделав круг, гриф уселся на соседней скале. Не совсем ловко, неуклюже владел он раненым крылом. Но ничего, он ведь падаль-

м

? 4%

I ж