Юный Натуралист 1991-01, страница 2оеятые яЭти два простых слова всегда были живой водой для души, вызывали благоговение и внутренний трепет. Было заветным желанием человека когда-нибудь посетить святые места... В наши дни это понятие стало носить более широкий смысл. Так мы называем теперь не только Киево-Печерскую лавру, но и места героической защиты Отечества, многообразные памятники истории и культуры. А «малая родина» великих писателей? Магия животворящего слова такова, что породившая и взрастившая их земля рано или поздно становится подлинной народной святыней. Михайловское, Сорочинцы, Спас-ское-Лутовиново, Ясная Поляна, Тарханы, Овстуг, Константиново, Вешенская... Список этот можно длить и длить, но остановимся и зададимся вопросом: можно ли их, эти национальные сокровища, представить без природы, без окружающего пейзажа? Вы, ребята, наверное, знаете из многочисленных публикаций и передач телевидения о нынешнем бедственном положении Ясной Поляны? От близкого соседства химкомбината, от неразумного хозяйствования гибнут заповедные рощи и некогда живописнейшие пруды, умирают луга и родники... И так почти везде. Сегодня, пожалуй, только Михайловское благодаря неустанным ежедневным заботам его многолетнего хранителя С. С. Гейченко имеет почти первозданный вид, и присутствие великого поэта среди дубрав, перелесков, полей просто-таки осязаемо. Внутри невольно звучат бессмертные пушкинские строки, возвышая и укрепляя душу. Но в целом же — приходится с горечью признать — святые места пока у нас в большинстве своем пребывают в жалком, сиротском состоянии. А дети и подростки даже порой и не подозревают о том, что их родная сторона, их район или окрестность тоже чем-то памятны и знамениты. Особенно это относится к природным, ландшафтным памятникам, к старинным паркам и садам. В своих «Заметках о русском» Д. С. Лихачев пишет: «Исторические воспоминания и поэтические ассоциации — это и есть то, что больше все го очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и специфику. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было». Это как бы специально сказано о Шаб-лыкинском парке, что на Орловщине. В прошлом веке село Шаблыкино было своеобразной охотничьей столицей. Здесь жил знаменитый на всю Россию Н. В. Киреевский. В любопытной книге под названием «Былые чудаки в Орловской губернии» описываются причуды владельца усадьбы в Шаблыкине. Так, в доме Киреевский не держал ковров — их заменяли звериные шкуры. Вся мебель была сделана из оленьих и лосиных рогов, кабаньих и лошадиных ног. Характер и личность хозяина дали Л. Н. Толстому много материала для образа дядюшки «Чистое дело марш» в романе «Война и мир». Сам Толстой в письме к Фету, говоря о Киреевском, признавался: «Изустно расскажу Вам, что это за прелесть,— он сам и весь этот мир, который уже перешел в преданье, а там действительность». А жене сообщал: «Обходил я весь парк. Парк хорош...» Да, в имении Киреевского был великолепный парк с прудами, мостками, фонтанами, беседками, гротом. Этот парк сохранился и по сей день, но все больше и больше приходит в запустение. Конечно, в наши дни уже вряд ли встретишься с воинственно-недоуменным, «классовым» подходом: «А почему, собственно, мы должны возрождать барские усадьбы?» Но и новое мышление тут явно запаздывает. Все в школе проходят «Вишневый сад», но как мало знают о том, что «барин» А. П. Чехов, где бы ни жил, первым делом своими руками сажал сад, неутомимо облагораживая вокруг себя землю. Как ничтожно мало следуют его примеру!» Он делом призывал людей превратить всю землю в цветущий сад, мечтал жить в царстве вечной весны. В Ялте, в своем саду, Чехов посадил растения, которые, сменяя друг друга, цветут круглый год. А кому приходилось бывать в подмосковном Мелихове, тот не мог не заметить многочисленных прудов. И к этому приложил свои руки великий |