Юный Натуралист 1991-02, страница 28

Юный Натуралист 1991-02, страница 28

Лягушка-помидор.

Австралийская квакша — литория.

Уже в древности было ясно, что растения и животные являются двумя основными подразделениями живого, поэтому и обозначены они были как два царства. Первая попытка классифицировать животных на группы принадлежит, пожалуй, тому же Аристотелю, который разделял их по противоположным признакам, например: крылатые и бескрылые. Другую систему в XVI веке предложил Пьер Бепон. Он сгруппировал всех животных в пять категорий: первая — «не имеющие крови» (куда вошли беспозвоночные), вторая — «двоякоживущие» (в нашем понимании земноводные), третья «животные двойной природы» (дельфины, тюлени), четвертая — «чудовища моря» (к которым он отнес крокодилов и китов) и, наконец, пятая — «отбросы моря» (морской конек, морская игла). Разделение животных на беспозвоночных и позвоночных было предложено французским ученым Жаном Батистом Ла-марком в 1809 году. В своем труде «философия зоологии» он выделил уже 14 классов животных.

Самая первая попытка классификации растений была предпринята еще до нашей эры древнегреческим философом и ботаником Теофрастом. Дальнейшей ее разработкой занимались другие ученые. Однако наибольшую известность приобрела система, составленная известнейшим биологом Карлом Линнеем. Называлась она «Система пола» и делила растения на 24 класса. В первый класс Линней отнес растения с одной тычинкой, во второй — с двумя и так далее до десятого, остальные же классы основывались на всевозможных особенностях

срастания тычинок и плодолистиков. А вот к последнему классу Линней отнес те растения, у которых он не мог определить способ размножения, и назвал их «тайнобрачными» (в этот класс попали и грибы). В 1789 году Антуан Жюссье опубликовал новую классификацию, где такие растения получили название «несовершенных». К ним он отнес, кроме грибов, еще и водоросли, мхи, папоротникообразные и некоторые водные цветковые растения.

Когда в XVII веке Антони ван Левен-гук впервые обнаружил простейших (инфузорий, амеб), он классифицировал их как крошечных (микроскопических) животных и назвал «зверюшками». Но с усовершенствованием микроскопов появилась возможность «заглянуть» в тайны внутренних структур этих организмов. И выяснилось, что некоторые из них оказывались более типичными для растений, а не для животных. Вспомнили и взгляды Линнея, который предусмотрительно отнес простейших вместе с губками и кишечнополостными к группе зоофита (животнорастения) — то есть ни то ни се. Ламарк предложил разделять растения и животных по способу питания: растения вырабатывают пищу сами под действием солнечных лучей из различных веществ в процессе фотосинтеза, а животные получают ее, поедая другие организмы. Тогда простейшие вновь обретали ранг животных. Однако в природе есть растения, которые приспособились потреблять пищу не только путем фотосинтеза, но и ловлей насекомых, например, росянка. Долго не утихали споры: к какому же царству отнести простейших?