Костёр 1967-08, страница 37и мне, и Жукову, и всем, конечно, жутковато стало от музыки, и тогда Сенашкин тяжело поднялся на сцену и сказал: — Товарищи!.. Кого, думаете, хороним? Хороним бессменного снабженца вашего колхоза — Сенашкина! — говорил он медленно, и даже не говорил, а как-то надсадно выдыхал слова. — Шесть лет служил он вам верой и правдой... пока не потерял совесть... и... нет его!—тут музыка зазвучала так высоко, пронзительно и жалостно, что две женщины в первом ряду поднесли к глазам платки, да и я сам чуть не заплакал, как будто снабженца взаправду не стало. — Нет его! Ходит среди вас живой, как говорится, труп... а того Сенашкина, который все силы отдавал колхозу... еще раз подчеркиваю... нету... Крышка! — Да что с тобой, Кириллыч? — испуганно выкрикнули из зала, и все заволновались. Сенашкин высморкался и замолчал, прислушиваясь к музыке, как будто ему хотелось подольше хоронить себя на глазах обманутых колхозников. «А вдруг ему так тяжело, что он не выдержит... Писали же, как некоторые люди внушают себе болезнь и умирают...» — подумал я и сделал звук потише. «Пятую» еще нельзя было ставить: ведь Сенашкин сознался не до конца. Начал он сознаваться издалека, спросив у всех: — Почему погиб Сенашкин? — и, собравшись с силами, выпалил одним духом: — Согласно кибернетике произошло так: сняли мы первые огурцы в парниках...— Я схватился за голову: «Ну при чем тут кибернетика?»— И тогда же часть пропили!—В зале ахнули и зашумели. — Тихо! Не хочу вину на другого сваливать. Но разве не мог Сенашкин душу вытрясти из того, кто его подбил на подлость? Мог. Но не вытряс. И погиб. Так почему? Расскажу, чтобы другим неповадно было и чтобы знали, как погибает в подлости человек. Мозги наши, значит, состоят из нейронов. В них хранится информация, как нам себя вести в жизни. Называется эта информация совестью... Правильно? — Валяй дальше! Без тебя знаем, что такое совесть! — крикнули из зала. — Так вот. Подлец один, пусть сам сознается, запрограммировал Сенашкина. А сам Сенашкин, еще больший подлец, заглушил обратную связь, которая его ошибки всю жизнь вовремя исправляла, и стал глушить совесть водкой... Но не было житья. В глаза вам не смотрел... И спасибо ей! — он посмотрел в нашу сторону и рассказал, как в критическую минуту своей жизни, когда боялся признаться людям, вдоуг услышал «Лунную сонату». — Спасибо музыке! Проняла до мозга костей и сказала: «Признайся! Умри в глазах людей, Сенашкин, но возродись!» Я хлопнул два раза в ладоши, подумав, что после этих героических слов все должны зааплодировать, но в зале было тихо-тихо. И Сенашкин молчал. Тогда я быстро переменил пластинку и поставил самую радостную часть «Пятой симфонии», и мне показалось: весь зал легко вздохнул, как будто гром громыхнул и теплый дождь пролился после предгрозового мрака. — И еще спасибо деду Степану и его внуку за то, что правильно меня запрограммировали, — сказал Сенашкин, — а мальчонка с точки зоения кибернетики объяснил, как и до чего я дошел. И я говорю: судите меня. Все приму... — Занятно? — спросил я Жукова. — Он про себя говорит не «Сенашкин», а «я». Значит, он возродился. — На любую работу согласен, — продолжал Сенашкин. — А жить с вами и врать я не мог. И гадости этой в рот не беру и не возьму. Сенашкин сошел со сцены и встал, потупив голову, около окна. 24 Я думал, что все сразу заспорят и примутся ругать Сенашкина, но в зале было тихо, и я не стал выключать проигрыватель. Наверное, колхозников так же, как раньше меня, музыка, не спрашивая, нравится она или нет, просто за хватила и заставила себя слушать. 5 «Костер» JV° 8 |