Костёр 1967-08, страница 36разгоряченные и немного торжественные. Я загляделся на них. И сказал Жукову, с завистью смотревшему на кузнецов: — Да... археолог прав... тут есть опасность... Что будет с кузнецами, когда их место займут роботы? Они же затоскуют. Что тогда? Я об этом не перестаю думать. Я сам люблю рубить дрова. Надо сделать так, чтобы человеку при сплошной автоматизации было приятно быть человеком. Ничего. Что-нибудь придумаем... Давай попросим у них поковать... — Что ты? — шикнул на меня Жуков. — К ним сейчас не подходи! В другой раз. Пошли. Мы немного побродили по двору мастерской, забирались на место комбайнера, вертели штурвал, а у меня в глазах все еще прыгали золотистые искорки, оттого что я долго смотрел на раскаленный металл, и в памяти возникала музыка тяжелых и звонких с перестуком ударов по наковальне. Потом Жуков предложил сходить на ферму взглянуть на Мордая — племенного быка, которого должны были увезти на выставку. Бык стоял на огороженной березовыми жердями площадке и, казалось, дремал — огромный, черный, лоснящийся на солнце, с кольцом в носу и с курчавой челкой между широко расставленными рогами. — Это, наверно, таких быков брали за рога наши прадеды? — сказал я. — Его грузовиком не стронешь с места. Мордай! Ну-ка, поворачивайся! — Жуков перелез через изгородь, схватил быка за рога, но тот даже не вздрогнул и смотрел на нас добрыми глазищами и моргал смешными выгоревшими ресницами. А с губы у него капала пена. — Жуков! Вон красный платок какой-то! Это — му-лета, а ты похож на матадора. Давай его расшевелим. — Я снял платок с жерди и тоже перелез через изгородь. — Помнишь, в кино? Вот так делал матадор. Тор-ро! Тэр-ро! Мордай уставился на красный платок, который я растянул во всю ширину рук, как мулету, но не тронулся с места и совсем не злился. Я семенил перед ним на цыпочках, словно матадор, припадал на одно колено, чувствуя и ужас, и восторг и готовясь ловко увернуться, и кричал до хрипоты: «Торо! Торо! Мордай!» Но огромный бык добродушно пережевывал жвачку, а Жуков хохотал. Тогда я тоже засмеялся и погладил быка по мощному загривку, а он краем рта захватил платок, и я не мог его вырвать. Тут в дверях фермы показалась девушка в белом халате, увидела, как Мордай жует красный платок, и ахнула. Жуков крикнул: — Бежим! А я не знал, удирать или удерживать ускользающую из рук мулету. Девушка подбежала, стукнула меня по плечу и, чуть не плача, стала уговаривать Мордая: — Отдавай! Открой рот! Платок новенький! А тебя, Жуков, выселим из колхоза. ' — Это я виноват, — сказал я. — Поверьте, не ожидал... Девушка наконец вырвала у Мордая изжеванный наполовину платок, хлестнула им меня по рукам и бросилась за Жуковым. Я ее перегнал, мы с Жуковым забежали за угол, перелезли через какой-то забор, причем я порвал рубаху и оцарапал грудь, и притаились. — Она думает, это я тебя подначил дразнить Мордая,— сказал Жуков, отдышавшись. — Я ей докажу, не бойся... — Я сам с трудом дышал после такой пробежки. — Красивый какой бык... Почему он не злился? Может, дальтонизм у него? — Ты тоже хорош. Но красиво получилось... Topof Торо! Мы лучше нашего бычка потренируем на красное!— сказал Жуков, выводя меня огородами к дедушкиному дому. 23 Вечером мы оделись во все чистое, обулись и двадцати девять подошли к клубу. Я нес проигрыватель с длинным проводом, а Жуков две пластинки: «Героическую» и «Пятую» симфонии Бетховена. На дверях клуба висело объявление о собрании. У крыльца стояла веселая толпа колхозников. Некоторые, увидев нас, зашептались. — Все они хороши... — Это он дедов внук? — Гляди, несытый какой... — Травиночка... — А тоже туда же, к Мордаю. Настя рассказывала. Я, не глядя ни на кого и не останавливаясь, прошмыгнул следом за Жуковым в клуб. Сенашкин помогал очень строгой на вид женщине накрывать на стол красную скатерть. Жуков встал в сторонке, а я залез на сцену и спросил у Сенашкина: — Где у вас тут розетка? Здравствуйте. — Здесь,— сказал он.— Учтите: двести двадцать вольт. Эх, помирать, так с музыкой. Налаживайте. Отступать некуда. И сами не бойтесь. Он ушел, проводив нас за занавес. Я и сам волновался, когда присоединял к сети проигрыватель, а Жуков, кусая губы, то и дело сообщал мне: — Входить начали, усаживаются. Все правление собралось. В клубе было шумно от разговоров, смеха и стука передвигаемых стульев. У меня все было готово. На диске лежала «Героиче ская симфония». На щитке горел красный глазок. Я решил сначала завести траурный марш, чтобы Сенашкину было легче каяться и хоронить свое преступление. «А потом можно завести самую радостную часть «Пятой» симфонии... она поможет ему снова стать человеком». Зал уже был полон. Строгая женщина никак не могла утихоллирить собравшихся и стучала ключом по графину. Сенашкин сидел в первом ряду, все время вытирая платком затылок. Он оглянулся в зал, громко кашлянул, но шум не затихал. — Вот дед твой, — сказал Жуков. И правда, дедушка, здороваясь со всеми, проходил между рядами на свободное место, а за ним археолог с какой-то девушкой. Я обрадовался. Ведь зла у меня на него не было. Наоборот, я на себе проверил правильность его слов, но доказать ему, что кибернетика вместе с музыкой великая сила, было необходимо. — Начинай. А то они целый час кудахтать будут, сказал Жуков. — Учти, такого опыта еще не было в нашей эре, шепнул я и нажал кнопку. Наверно, когда зазвучала музыка, все подумали, что это им послышалось, но гул стал затихать, я сделал звук погромче, и скоро только тихая и скорбная мелодия была слышна в зале клуба. Сидевшие в президиуме, недоумевая, посмотрели в нашу сторону. Многие в зале привстали с мест, еще немного — и посыпались бы вопросы с шуточками, хот» 10 Ф |