Костёр 1974-06, страница 41

Костёр 1974-06, страница 41

Когда начиналась эта пятилетка, ленинградская ткачиха Екатерина Демидова предложила: давайте выполним пятилетнее задание за четыре года! „Почин Демидовой!"—о нем заговорила вся страна. Сама ткачиха показала всем прекрасный пример: 22 декабря прошлого года она уже закончила пятилетку.

НИТКА ЗА НИТКОЙ

Е. Я. Д|

— В семье нас было семеро — три брата и четыре сестры. Жили в Великих Луках. Отец умер после войны. В пятьдесят четвертом году погибла, спасая народное добро, мама. Было мне тогда четырнадцать лет.,.

Из рассказа Е. Я. Демидовой

Катя приехала в Ленинград после смерти мамы. Ее и братишку забрал к себе старший брат. Он был уже «при деле»: отслужил в армии, работал в типографии.

Ехала Катя однажды в трамвае. Ехала не просто так — искала работу. На проспекте Щорса увидела вывеску: «Ткацкая фабрика-школа». Дальше не поехала. Решила— это для нее. Почему так решила? Может, потому что дома у мамы был самодельный ткацкий станок, и дочка тоже кое-чему успела научиться. Может быть, так, а скорее, просто потому, что в эту школу принимали девчонок, давали общежитие и учиться нужно было не так долго — всего два года...

Через два года на фабрике «Рабочий» появилась новая ткачиха.

-г- Вышла в ночную смену. В школе научилась обслуживать восемь станков. А тут сразу двадцать восемь — и свои, и одной старой опытной ткачихи: то ли она заболела, то ли уволилась — не помню. Помню только, что очень боялась. Боялась станков, боялась себя. Казалось, все в цехе только и делают, что смотрят на меня: мол, прислали на нашу голову неумеху. А потом захотелось спать. Четыре часа утра — самый сон. Надвязываю нитку и чувствую: сплю. На минутку какую-то задремала. Еще больше испугалась, а спать расхотелось...

С тех пор пятнадцать лет каждый день приходит на фабрику «Рабочий» ткачиха Екатерина Демидова. Каждый день: неделю — к семи утра, неделю к трем часам дня, неделю — к двенадцати ночи. На фабрике трехсменка.

Весь день ткачиха на ногах. Сколько километров отшагает за одну только смену, кто считал?! От станка к станку. Как

говорят ткачихи, по заднему плану станков, потом по переднему плану, потом — потом все сначала. Он так и называется, этот путь: маршрут ткачихи. А станков у Демидовой было четырнадцать. А ниток на одном только станке 1700. Каждую секунду на каком-либо из станков может оборваться нитка. Замирает лента полотна, станок останавливается. Ткачиха подходит к станку, связывает разорвавшиеся нити, запускает станок. На всю эту операцию жесткая норма — 21 секунда. Демидова вяжет узел за 14 секунд. Быстрее не может никто на фабрике, быстрее уже никак нельзя. И — увы — нет такого аппарата, да,вероятно, и не будет, который бы заменил проворные руки ткачихи.

Восемь часов — «вечное движение» — от станка к станку; нитка за ниткой...

— Но лучше работы не знаю. Мой муж Юра мне однажды сказал в шутку: переходи к нам на завод,