Костёр 1976-01, страница 34

Костёр 1976-01, страница 34

ской печью, в которой неподражаемо вкусными получаются пироги.

Но просторная изба, рассчитанная на большую семью, казалась одинокой. По ночам ворчливо гудела печной трубой, кряхтела половицами, как бы жалуясь на судьбу.

Таких наполовину или полностью опустевших изб оказалось в деревне большинство. Молодежь переезжает в крупные совхозы, на птицефабрики. Даже красота окружающей природы не в состоянии удержать здесь полных сил молодых людей. Они мечтают о больших делах, а в Шелейках

найти таковые трудновато. Но еще труднее улучшить условия жизни в таких деревеньках. Не станете же сооружать клуб, магазин или комбинат бытового обслуживания, если населения всего двадцать—тридцать человек.

Какой же предлагается выход?

А такой: строить крупные красивые поселки с магазинами, кинотеатрами, стадионами. Пусть люди села живут так же удобно, как горожане.

Сейчас в сельских районах Ленинградской области 4143 населенных пункта. А останется 610, но зато самые крупные, красивые и нужные.

д. дымов

Рисунки

г Ю. Иванова

ОПАСНЫЕ СКАЗКИ

Как художник, я очень люблю рисовать сказки. Ведь в сказках самая настоящая живая жизнь переплетается с самой причудливой фантазией —. то-то простор для рисовальщика: переноси на бумагу что подсмотрел в жизни, что засело в твоей художнической памяти, и обогащай это самым безудержным воображением! Я много сказок проиллюстрировал: от незамысловатых крошечных народных побасёнок до целой книги-сказки «Золотой ключик» Алексея Толстого.

Но есть особенные сказки, которые стали главной работой моей жизни. Это сказки Михаила Евграфо-вича Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин жил и работал в одно время с такими гигантами русской художественной литературы, как Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Николай Алексеевич Некрасов, но даже эти величественные фигуры не заслонили его, потому что он шел своим путем в литературе. Что же это за путь? Это путь сатиры.

Как и другие писатели земли русской, Салтыков-Щедрин горячо любил отечество, всей душой сострадал бесправному народу, но его оружием в борьбе с косностью, тупостью, жестокостью самодержавного строя был прежде всего смех.

Очень смешно писал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, но смех его был грозным смехом. Вот как вспоминали о действии щедринской сатиры современники: «Явление, за которое он брался, не могло выжить после его удара. Оно становилось смешным и позорным. Никто не мог отнестись к нему с уважением, и ему оставалось только умереть».

Отступали под натиском гневной сатиры великого писателя «дикий помещик», «верный Трезор», «карась-идеалист», «премудрый пискарь» — персонажи «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Нет более трудной и увлекательной задачи для художника, чем попытаться вместе с великим сатириком изобразить смешных и страшных типов, копошащихся во тьме прошлого, чтобы ни под какой личиной не смогли они пролезть в наш сегодняшний день.

«Сказки», над иллюстрированием которых я работал и продолжаю работать вот уже три десятилетия, одно из последних и, на мой взгляд, вершинных произведений Салтыкова-Щедрина. Они были так же опасны для царского самодержавия, как революционные прокламации, как оружие в руках встающего на борьбу народа.

НИКОЛАЙ МУРАТОВ,

художник

32