Костёр 1976-02, страница 57

Костёр 1976-02, страница 57

СОЛЕНОЕ П1

МНЕ

-

Уже прилетели кукушки и соловьи, самые из последних птиц в Семиречье, а кабаны нет-нет да наведывались на поляну, .где их зимой подкармливали егеря охотничьего хозяйства. И в это утро раздался визг и ухание — на поляне яростно дрались два секача. Что не поделили они: початок кукурузы или последнюю горсть зерна?

Сорвав злость друг на друге, кабаны ушли в тростники, оставив на своих следах капельки крови. Значит, драка была серьезной, хоть и из-за такого пустяка, как остатки кукурузы или ячменя. И это весной, когда кругом обилие корма!

Куда же пошли драчуны?

Секачи шли по тростнику «параллельными курсами».

Через три километра след вышел на берег соленого озера Чушка-Арал. Было хорошо известно, что на правом берегу под толстым деревом джиды находится со-

Иэ окна было видно, как скворцы выдергивают с грядки саженцы помидоров и уносят в скворечню.

— Видал, старый?! Всю весну в ящике рассаду растила, а они за одно утро всю погубили!

— Чудеса да и только! — смущенно бормотал дед.— В воскресенье схожу на базар, куплю тебе рассаду, сам посажу и сам прикрою от озорников.

Но прикрывать рассаду не понадобилось: скворцы не выдернули больше ни одного стебелька. А те, что натаскали в скворечню, через день выбросили, повялые и поблекшие. Теперь с утра до ночи скворцы таскали в скворечню только соломинки и перышки для гнезда. А помидорная рассада нужна им была только для того, чтобы выгнать из гнезда воробьиных блох, которые боятся помидорного запаха.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЛИНЫХ ГНЕЗД

Черная точка на горизонте давно обратила на себя наше внимание. Но прошло еще много времени, пока машина приблизилась, и стало понятно, что это сидит, нахохлившись, степной орел. Был полдень, и Кустанай-ские степи дышали жаром.

До орла было уже недалеко, и я решил его сфотографировать. Но только я отошел от машины, как орел тяжело поднялся и полетел над землей.

Оказалось, орел сидел около своего гнезда. Оно в лепешку раздавило куст таволги, но было мало заметно даже среди безлесной степи. В гнезде лежал пуховый белый птенец с широко разинутым клювом. Он с ужасом таращил глаза — ведь он впервые увидал человека. Я протянул к нему руку, чтобы погладить, но птенец мгновенно опрокинулся на спину, растопырив навстречу лапы с черными острыми когтями. Орленок уже в колыбели, как и сам царь птиц, — орел!

В гнезде было много полыни. Она увядала на солнце и сильно пахла — выделяла летучие фитонциды — эфирные масла. Они отпугивают из гнезд пухоедов и смертельны для разных микробов.

Рядом с гнездом полынь не росла, значит, степные орлы принесли ее издалека, выдергивая с корнем. Гнездо было в хорошем санитарном состоянии! Орленку ничего не грозило.

Машина унеслась дальше в степь, избавив орлов от волнений за судьбу наследника.

леная лужа. Там сидело несколько сорок: они оживленно болтали, глядя на кабана в соленой ванне.

На другом конце озера тоже кричало несколько сорок: там лечился другой драчун.

Угораздило же кабанов подраться весной, когда много мух! Но раз уж беда случилась — кабаны побежали на солонец и стали затирать солью раны. Теперь ни одна муха не сядет на просоленную рану и не отложит яичек! Кто научил этому кабанов? Инстинкт подсказал кабанам мучительный, но верный способ лечения.

ЛЕЧЕБНАЯ ПОЛЫНЬ

Осенние дожди в пустыне редкость. Но однажды это случилось в центре Бетпак-Далы. И как по волшебству со сказочной быстротой зазеленели ложбинки.

Мы уложили в машину экспедиционное имущество, чтобы возвращаться в город. Стада сайгаков медленно шли справа и слева к местам зимовки, в Муюнкумы. Они не обращали на нас ни малейшего внимания. От горизонта до горизонта виделись табунки и группы сайгаков.

— Посмотрите на них — столько вокруг свежей травы, а они пасутся на сухой полыни! Есть у них что-нибудь в голове?! — и товарищ протянул мне бинокль.

И в самом деле, сайгаки паслись на сухой полыни. Это и мне показалось странным, и я протянул бинокль нашему начальнику. Но он не стал смотреть, а сказал:

— Каждую осень сайгаки так лечатся.

— Как лечатся, чем? >

— За лето у сайгаков скапливаются в кишечнике паразиты. Вот сайгаки и лечатся — едят полынь. В ней сильные ароматические и дубильные вещества. Так с помощью этого степного лекарства антилопы избавляются от паразитов;

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Муюнкум
  2. На скворцах паразиты

Близкие к этой страницы