Костёр 1977-01, страница 58

Костёр 1977-01, страница 58

чим, когда преподавал в Яснополянской школе Льва Николаевича Толстого). Все труды П. В. Шейна невозможно перечислить. Но еще большего удивления, восхищения заслуживают его работы, если знаешь, что этот человек был с детства тяжело болен. Он плохо владел руками, передвигался только с помощью костылей. Он вечно нуждался. Не получив никакого образования, он сам образовал себя, выучил несколько языков.

В первом томе выпуска «Великорусса» подробно описаны многие забытые ныне игры детей, приводятся песенки, приговорки, которые сопровождали эти игры. Игры, например, такие — «Заря», «Кума», «Короли», «В коршуна», «Горшки», «Мак», «Утка», «Лиса». Даже по названиям этих игр видно, что они связаны с русской природой, с жизнью старой деревни.

Под номером 269 находим и описание «Курилки».

Играющие садятся довольно близко друг от друга, и кто-нибудь из них зажигает тонкую лучину; когда она хорошенько разгорится, то ее тушат, и пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот, в чьих руках она потухает, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:

Жил был Курилка, Жил был душилка, Уж у Курилки,

Уж у душилки — Ножки маленькие, Душа коротенька. Не умри, Курилка, Не умри, душилка! Уж у Курилки Ножки маленькие, Душа коротенька. Жив, жив Курилка! Жив, жив душилка!

Ну, а вот теперь перечитай пушкинский стих. Сколько нового смысла ты увидишь в нем! Сколько не замеченных, а вернее, не понятых ранее деталей. Теперь только открылся образ, объединяющий все стихотворение: человек, похожий на курилку; коптящая лучина! Как бороться с таким человеком? «Да... плюнуть на него» —теперь только вполне оценишь ты и блестящее остроумие поэта.

Когда-то, заинтересовавшись этим стихотворением, я просмотрел несколько собраний сочинений А. С. Пушкина. И нигде не нашел разъяснений, что это все-таки такое — курилка. И вот только детская игра помогла мне.

Пушкин, как мы теперь можем утверждать, прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверное, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он, без всяких изменений, использовал для заглавия стихотворения строку из песенки, которой сопровождалась игра.