Костёр 1977-01, страница 57тарники, которые всю жизнь требовали от них, от их родителей, от всего колхоза столько труда и внимания. Тилов-ака казался им старым сказочником, которому известен язык растений. Три года прошло с тех пор, как Тилова Маманова не стало. Но каждый из членов его бригады — заслуженный хлопкороб. И нет никого, кто бы остался равнодушным к делу своего учителя, ничего не перенял у него. Вот почему один из отрядов пионерской дружины стал бороться за право носить имя Тилова Маманова. В седьмом «в» есть уголок, где висит фотография знаменитого бригадира. Ребята знают его биографию, записали воспоминания его друзей. Многие отлично помнят веселого человека с большими пышными усами, который умел так необыкновенно рассказывать о хлопке. «ДЕТИ» БАБУШКИ ХИЛО-БУВИ Приходит мама Гульнары Собитовой домой, а дочки нет. Где Гульнара? За ней Озода приходила. Вместе ушли, бабушка видела. Сказали, за Шохидой зайдут и у старой Хило-буви сегодня уборку делать будут. Мама Гульнары сразу успокаивается. У них в поселке старые и больные люди одинокими не бывают. Если детишки не прибегут, непременно взрослые заглянут, соседи наведаются. Это—традиция. Но самые обязательные люди в таких делах — пионеры. Всегда первыми заметят, что, например, на огороде дедушки Иргаша сорняки появились, а у дяди Иноята дрова к концу подходят. Все, что под силу, сами сделают, а о дровах взрослым скажут. Весной, когда у всех много работы, объявляется хошар. Участки стариков и инвалидов вскапывают и засевают все соседи сообща. Для ребят эти субботники — самый большой праздник. Взрослые потом все вместе скатерть расстилают, плов едят, и смеются, и радуются сами, как маленькие. Детей тоже к столу приглашают как равных — всех, кто работал. С тех пор, как бабушка Хило-буви стала плохо видеть, она частенько путает имена своих помощников. Иной раз услышит, кто-то во двор вошел, кричит: «Это ты, Ойхол?» А в ответ ей совсем другой, звонкий голосок: «Нет, бабушка, это Озода, Гульнара и Шохида, а Ойхол-апа занята сейчас в школе, она наша старшая вожатая». Бабушка кивает, а на следующий день спрашивает, не Маргуба ли пришла, не Таджи? «Нет, это мы из седьмого «б» пришли», — отвечают ей голоса. И опять бабушка кивает. Это для них Ойхол, Таджи, Маргуба — взрослые. Для нее все они — дети, и все помогают ей. Н. ПИЖУРИНА Сырдарьинский район, колхоз «Правда» Фото Р. Альбекова Кто такой Курилка В. БАХТИН Рисунок В. Орлова Есть у Александра Сергеевича Пушкина стихотворение «Жив, жив курилка!» Стихотворение это направлено против М. Т. Каченовско-го, который был сторонником давно устаревшего литературного направления — классицизма и много лет преследовал Пушкина и его друзей за то, что они в эти годы создавали новое литературное направление — романтизм. — Как! жив еще курилка журналист? — Живехонек! все так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен. Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку. — Фу! надоел курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего? Дай мне совет. — Да... плюнуть на него. «Жив курилка!» — ходячее выражение, мы его часто слышим: мол, жив еще человек, ничего ему не делается. В наши дни поговорка имеет шутливый характер, но эта шутка нисколько не злая, добродушная. Два старых приятеля, давно не встречавшиеся, вполне могут приветствовать друг друга такими словами. И ни один не подумает обидеться. По-видимому, во времена Пушкина поговорка несла в себе иронию, презрительность, унижение. Ведь поэт не только не дружил с Каче-новским—он презирал его. А что же это такое — курилка? Курильщик, что ли? Может, и так, а может, и нет. Когда сомневаешься, лучше проверить. Беру «Толковый словарь» Владимира Ивановича Даля. У Даля слова расположены гнездами, по корням. Надо, значит, искать слово «курить». Нахожу основное значение: «дымить, производить дым или смрад». А в числе слов от глагола «курить» — и «курилка»! Оказывается, курилка — «головенька из спички, дымящаяся лучинка» и сама игра, в которой спичка переходит из рук в руки с приговоркою: «Жив, жив, курилка!..» Многие ребячьи игры совсем уже забылись, не дошли до нас. Но о них можно узнать, прочитав дореволюционные сборники фольклора. Один из лучших и самых полных сборников— «Великорусе» П. В. Шейна. Павел Васильевич Шейн за свою долгую жизнь записал и опубликовал тысячи свадебных, лирических, хороводных песен. Он собирал сказки и легенды, были и детский фольклор (детский фольклор он записывал, между про- 52 |