Костёр 1981-12, страница 36ri • • tiuiv • • jfe «I \ ■ ьЛ -UfcW'V АПОФЕОЗ ВОЙНЫ ствующих о необыкновенной храбрости Верещагина, множество, но нас интересует Верещагин-художник. Верещагин был великолепным рисовальщиком и мастером цвета. Работал он только с натуры, во всем любил точность, полную достоверность, не терпел беспорядочного, небрежного сочетания красок, неряшливого рисунка. Вглядитесь в его картины из туркестанской и индийской серий. От глаза художника не ускользал ни один завиток сложного восточного орнамента, ни одна складка на чалме дервиша, на роскошном одеянии вельможи. Все это с необыкновенным мас- переносилось на терством холст. Главной темой художника была война. Работать с натуры в условиях военных действий было очень трудно. Но это не останавливало Верещагина. «Под Плевной. Перед атакой». Генерал и группа офицеров всматриваются в сторону неприятельских позиций. Лица строги, напряжены. Солдаты, залегшие в окопе, замерли в ожидании атаки. Картина «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». Ничего не приукрашивает художник. Страшна кровь, застывшая на белых повязках, ужасны страдания, искажающие лица раненых, умирающих. Огромное впечатление на зрителей производит полузамерзший часовой в картине «На Шипке все спокойно», но особенно потрясает картина «После сражения под Телишем. Панихида по убитым». Поле, усеянное мертвыми, тяжелые грозовые тучи. Две одинокие фигуры — священник с непокрытой головой и полковой дьячок в военной форме. Свет, пробившийся сквозь тучи, придает картине грозный колорит. Балканские картины очень не понравились царю Александру II и его окружению. — Слишком много крови и У ВОРОТ ТИМУРА I ГрЯЗИ! ние. таково было их мне- — И вообще — некрасиво! Это верно, красоты, как ее понимали в официальных кругах, там не было. Зато была правда. И любовь художника к русскому солдату, преклонение перед его стойкостью и мужеством. Вот что писал о Верещагине критик Стасов: «Он был и есть всю свою жизнь художник-реалист, поклонник жизни и правды, он никогда не стоял за войну, никогда ею не упивался и не прославлял, как официальные баталисты». Верещагин 1904 погиб в марте года, во время русско-японской войны. Броненосец «Петропавловск» наткнулся на банку вражеских мин. Верещагин, стоявший на мостике, знал — это гибель, но не тронулся с места. Случайно спасшийся командир «Петропавловска» рассказал, что в последнюю минуту он видел Верещагина что-то спешно зарисовывавшего. До самого конца он оставался художником. НОРИН 31 |