Костёр 1981-12, страница 35

Костёр 1981-12, страница 35

«Его картины действуют как огненная проповедь против тех, кто разнуздывает все военные ужасы».

В. Стасов

ХУДОЖНИК ВЕРЕЩАГИН

Осень 1881 года. Вена. Огромные толпы посещают выставку Верещагина. Успех ее превзошел все ожидания. Антивоенная направленность творчества художника столь сильна, что военное министерство Австро-Венгрии запретило солдатам посещать выставку. Были даже попытки со стороны властей убрать из зала картину «Апофеоз войны», собиравшую особенно большое количество зрителей. Такого страстного обличения войны еще не было в мировом искусстве. В картине на переднем плане аккуратно сложенная пирамида из черепов, а вокруг все тронуто смертью: выжженная земля, деревья и даже горы, виднеющиеся вдали. Живы только

стервятники, ники войны.

страшные спут-

Родился Василий Васильевич Верещагин 14 октября 1842 года в Череповце Новгородской губернии, в дворянской семье. С детства он очень любил рисовать, особенно войну, сражения и мечтал стать художником, но родители отвезли его в Петербург и определили в кадетский морской корпус. Там он продолжал рисовать и втайне от строгого корпусного начальства и родителей посещал рисовальную школу.

По окончании корпуса он прослужил год на флоте, затем внезапно вышел в отставку и поступил в Академию художеств, в класс батальной живописи. Закончил образование в 1865 году. С тех пор начались его странствия. Сначала Кавказ, а затем — Туркестан. Первая война, увиденная Верещагиным. В Туркестане, отвоеванном от власти жестокого бухарского эмира, Верещагин изучает архитектурные памят

ники, людей, уклад жизни, рисует, пишет этюды. Так возникает знаменитый туркестанский цикл. Эти картины Верещагин выставляет в Петербурге, затем в Париже, Мюнхене. О нем заговорила русская и западноевропейская критика. Несколько его туркестанских картин и все рисунки из этой серии приобретает П. М. Третьяков.

В 1875—76 годах Верещагин путешествует по Индии, а затем поселяется в Париже, где пишет картины с этюдов, сделанных во время поездки. Появляются такие шедевры, как «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Всадник-воин в Джайпуре» и «Английская казнь в Индии», обличающая жестокость английских колониальных влас

тей.

Но его работу прервала весть о начавшейся русско-ту-рецкой войне на Балканах. Он бросает все и едет к месту во-

ШИПКА— ШЕЙНОВО

енных действий, на Дунай. Чтобы почувствовать атмосферу освободительной войны, художник принимает участие в самых крупных сражениях. Во время боя он даже умудрялся рисовать, делать этюды.

Много легенд и подлинных историй, похожих на легенды, окружает этого человека. Однажды, для того чтобы наблюдать за действиями противника, надо было подняться на самую вершину крепостной стены. Никто не решался на это. Верещагин, как пишет очевидец, с кошачьей ловкостью взлетел на узенькую площадку и под ураганным огнем начал разглядывать позиции противника в бинокль, при этом ни разу не наклонился. Солдаты считали его заговоренным от пуль, чуть ли не колдуном, но очень любили, называли ласково «наш Василий Васильевич».

Таких историй, свидетель-