Костёр 1984-03, страница 18«eft -ф Oft»** ^tf* Ж* H 1 I ■ш s I РАССКАЗ ОБ АКТРИСЕ РУССКОГО КРЕПОСТНОГО ТЕАТРА ПРАСКОВЬЕ ИВАНОВНЕ КОВАЛЕВО Й-Ж ЕМЧУГОВОЙ Г rSt Ю ^ Mr / 5 I л Lrf- Bu Я 4 м РСАсгЛ^ЛкНиВ КОЛ\ и ЧЕСКОЙ Я хочу рассказать вам, ребята, про девочку, дочь кузнеца, которая стала актрисои. Это было давно, когда еще не было.кино и телевизора, а театры были редкостью. Только при домах очень богатых людей стали строить небольшие театральные сцены и подбирать для них актеров. «На киятре»,' как тогда говорили, играли слуги князей и графов — крепостные артисты. В Москве, близ Останкинской телебашни, стоит Останкинский музей. Когда-то, двести лет назад, здесь и играли крепостные актеры театра, который принадлежал богачу графу Шереметеву. Вот в этом театре и играла Прасковья Ивановна Жемчугова. КОВЛЛЕВЫ В те времена в России на тысячи верст простирались леса. Реки, луга и пашни вдоль рек, деревушка, и снова лес. Были, конечно, и города, но мало их, встречаются редко. А так — все леса да пашни, да деревушки, да снова леса... В одной из таких деревушек в Ярославской губернии, в семье кузнеца и родилась будущая актриса. Сколько помнит себя девочка, вокруг темные стены да светлые окна. А окна светлые оттого, что родные места славились мастерами по дереву. Украшали мастера свои избы затейливой узорной резьбой. Не велико и украшение, а все веселее жить. Часов в деревне не было. Часами было солнышко. Розовеет небосклон рассветом — шли в поле крепостные крестьяне. Со стариками и старухами, с малолетними детьми. Садилось за дальний лес солнышко — семья собиралась за столом. Щи хлебали из глиняной чашки. Ели кашу. Жевали молча. Пятеро детей в избе, а за столом тихо. Грозен отец, сидящий во главе стола. Чуть не так — а ну-ка ложкой, да по лбу. Не до веселья. Да и то сказать — устали за день. Старшая дочка положила ложку. Отец строго взглянул: — Дадено — ешь! Слово отца — закон. Взяла Прасковья ложку, и снова — за кашу. Иван Ковалев работал у барина кузнецом. Приходили к нему из окрестных деревень — коня |