Костёр 1984-06, страница 3

Костёр 1984-06, страница 3

кто, icли не ты ?

НА ГРАНИЦЕ ОГНЯ

И ХЛЕБА

Быстро летят дни летних каникул. Может быть, взрослые этого не замечают, а ребята знают — очень торопливым становится время, спешит вечер. Катится солнышко за деревню, за сады ее и виноградники. Вот и спать пора.

Лежит Олег в постели и слушает — будто дождь идет в соседней комнате: кап-кап-кап. Это шелковичные черви листву едят. Очень добрый звук, привычный, домашний, летний. И мама лежит — слушает. И Сережа. И Надюшка. Слушают-слушают и заснут, сами не заметят как. Но мама самая последняя засыпает.

Когда у Ефремовых не стало отца, Олегу было всего пять лет, а Надюшке — год с небольшим. Первое время им помогала бабушка, а потом слегла и сама стала беспомощной, как ребенок. Но у мамы подрастали помощники. Теперь они совсем взрослые: Олег в восьмой перешел, Сергей в шестой, Надюшка — в четвертый. И все, что нужно по хозяйству, они делают сами. Сад-ого-род поливают, поросенка и кур кормят. А Олег обед готовит. Он и щи умеет сварить, и картошку поджарить. Даже плачинду может приготовить—

это чисто молдавское блюдо: лепешка с начинкой.

Рано утром мама ушла в поле. Позавтракали без нее. Надюшка осталась дома, а Олег с Сережей стали собираться за тутовыми листьями. Ими кормят прожорливых шелковичных червей. В деревне Чобручи многие их привозят из Тирасполя, выращивают, а когда те обратятся в серебристые коконы, сдают обратно, на шелкокомбинат.

Таню Бордиян кликнули, Люду Илиеску подождали. Пошли вместе. На шоссе негде укрыться от жары, а дорога к тутовым посадкам дальняя. Зато листьев там много, и главное, не брызгают с вертолетов ядохимикатами от вредителей, потому что рядом пшеничное поле. Неожиданно ребятам повезло, их взяла попутная машина. И покатили с ветерком.

У акациевой рощи, где пионерлагерь, свернули с шоссе на проселок. Он выгнулся плавной дугой. С одной стороны ровный строй пирамидальных тополей-великанов, с другой — золотое пшеничное поле. По обочинам много маков, рдеют они и среди пшеницы. Дух захватывает от красоты, от прыжков машины на ухабах! Кончилось золотое поле с красными маками, начались посадки. Приехали.

Деревца здесь невысокие, молодые, но на некоторые залезать приходится. Олег забрался в