Костёр 1985-01, страница 28

Костёр 1985-01, страница 28

ч

РАЗГОВОР О ДРУГЕ

Письма о дружбе... В почте «Барабана» их большинство. Часто они, как две капли воды, похожи друг на друга. «Мне нравится один мальчик, но он не обращает на меня никакого внимания. Посоветуйте, как быть?..» Трудно бывает дать конкретный совет. Ведь автор письма не сообщает ничего ни о себе, ни о человеке, с которым хотелось бы подружиться.

Да и нет одного-единственного

рецепта на все случаи жизни.

Но есть письма, в которых дружба касается не только двоих. Оказывается очень важным мнение одноклассников, авторитет родителей, учителей. Дружба выносится на общий суд. В одних случаях она становится еще крепче, в других прекращается так внезапно, как будто ее и не было вовсе.

В одном из недавних выпусков «Барабана» было напечатано письмо пятиклассника Андрея Лагутина из Хабаровска: «Я дружу с девочкой. Но многие смеются, гово-. рят, зачем связался, разве мало хороших мальчишек. Посоветуйте, как избавиться от этих насмешек. Все на меня так туго насели, что я не знаю, что делать».

Ситуация оказалась очень типичной. В редакцию посыпались письма — письма-советы, письма-размышления, письма-жалобы. Были даже письма-обвинения. «В том, что дружба часто заканчивается, виноваты чаще всего родители,— категорично заявляет шестиклассница Галя Фио-нина из Пензы.— Они часто первые узнают о дружбе и запрещают ее, говоря: «Ты учишься лучше него, а он плохой ученик, шалопай! Не дру

жи с ним!» Пресекают дружбу и учителя. Порой на уроках они забывают, что у учеников тоже' есть гордость, и говорят: «Иванов! Перестань любезничать с Петровой! На перемене выясните отношения!» После таких реплик не

у многих сохраняется желание дружить, к тому же, гордость дает себя знать. Неудивительно, что такому учителю чаще объявляют бойкоты, чаще срывают уроки.

«Дружбу разрушают завистники,— пишет Аня Коншина из Перми.— Им завидно, что дружат не с ними, вот они и начинают сплетничать исподтишка».

Оля Сиротина из Московской области рассказывает: «Когда-то Антон Чигинев дружил с Людой Огурцовой. Мальчики и девочки стали говорить, что, мол, он влюбился в Людку. И Антон испугался сплетен. Он даже сразу прекратил с ней разговаривать».

Грустные письма, не правда ли? Но не сочувствие они у нас вызвали, а жалость. Жалок Антон, который смалодушничал и оказался предателем. Жалки завистники, находящие в глупых сплетнях утешение от тоски по настоящей дружбе. Нам искренне жаль пионеров из Пензы, чья дружба зависит от двух-трех несправедливых реплик взрослого. «Гордость дает себя знать...» Полно, гордость ли? Не обыкновенная ли это трусость? Ведь проще всего принять обиженную позу и махнуть на все рукой: сорвать урок или объявить учителю бойкот. Гораздо труднее заставить уважать себя, свою дружбу.

Ленинградка Света Шмер-

линг рассказывает: «В нашем классе есть отличница Лена. Гуляем мы с ней как-то после

навстречу неважно).

уроков, (она учится

Ира Лена «Пой-

хватает меня за рукав: дем обратно! Мне неудобно играть с двоечницей!» Разве это правильно?»

Нет, Света, неправильно. Да ты и сама это знаешь, иначе не села бы за письмо. Непонятно только, почему свой вопрос ты задала «Барабану», а не самой Лене? Не захотелось вступать в конфликт с примерной отличницей? Что ж, тебя можно понять. Жаль только, что пользы от этого никакой.

Наташа Л. из Красноярского края тоже попыталась избежать конфликта: «Вместе со мной учится девочка, зовут ее Оля (фамилию не буду называть). В прошлом году мы с ней были неразлучными подругами. Она писала стихи, я ей помогала сочинять. Но когда об этом узнали наши одноклассники, они стали над ней смеяться. И теперь с ней никто не дружит. Мне жаль ее, хотя я с ней тоже больше не дружу».

А нам очень жаль Наташу. Будет ли в ее жизни такая же подруга, как Оля? А если будет, не бросит ли она ее при первой же чужой насмешке?..

Как часто сетуют ребята на отсутствие в отряде настоящей дружбы. Как просто находят виноватых — родителей, учителей, обстоятельства. И далеко не у всех хватает духу признаться, как это сделала семиклассница из Вологды Наташа Кузьмина: «Дружбы у нас в классе между мальчиками и девочками нет. Вино

22