Костёр 1985-11, страница 24моя ролинл-ссср ПОСЕЛКЕ ОЛОН НА РЕКЕ БИКИН Ф. ЕЛОЕВА, Е. ПЕРЕХВАЛЬСКАЯ Домики Олона почти незаметны среди деревьев. В этом крохотном поселке живут удэгейцы. Их всего полторы тысячи на всем белом свете. С незапамятных времен поселились они на правых притоках Уссури и Амура. Наша фольклорная экспедиция приехала сюда за сказками. Жили мы в стареньком, скрипучем доме в селе Красный Яр, что напротив Олона. Мы ходили из дома в дом, исписали сотни метров магнитофонной пленки, а по вечерам пробовали ловить в реке рыбу. На рыбалке мы и познакомились с удэгейцем Васей. Он смугл, раскос, молчалив. Долго присматривался к нам и однажды вечером позвал к реке. Думали — на рыбалку, но он кивнул на магнитофон. — Возьмите. Помог сесть в бат длин ную лодку и направил ее через Бикин, Мы выходим на берег по ту сторону Бикина и попадаем в совершенно иной мир — Олон расположен на низком берегу реки. В отличие от Красного Яра, который стоит высоко, здесь жители страдают от наводнений, но зато и растительность здесь кажется поистине субтропической. Вася ведет нас по извилистой тропинке — траву иногда приходится раздвигать руками. Далеко ли еще идти? Можно спросить об этом Васю, но мы знаем, что наш загорелый черноволосый спутник, как и все удэгейцы, не любит пустых разговоров, и задать вопрос мы не решаемся. Кажется, что эта прогулка нам снится, — даже бабочки — такие, как и не бывает на свете, невиданные, с огромными, причудливо изрезанными крыльями. Мы разглядываем бабочек и не замечаем, что за раскидистым маньчжурским орехом скрывается стоящий у самой реки домик. Вася направляется прямо к нему. Из домика выходит смуглая старуха, с профилем индейского вождя. Так вот к кому привел нас Вася — к знаменитой удэгейской сказительнице Ня-диге Сагдыевне. Багдифи, приветству ем мы старую сказительницу по-удэгейски. — Багдифи, — отвечает она низким голосом. Вася в нескольких словах рассказывает, кто мы такие и откуда приехали. Она не удивляется. Понятно, что за красивой сказкой можно приехать издалека. Наверное, каждый выдающийся человек знает себе цену, и Нядига Сагдыевна тоже отдает себе отчет в том, что она — одна из первых удэгейских сказительниц, и что сказки ее покоряют слушателей. Вот она с достоинством садится на крыльцо, неторопливыми, размеренными движениями набивает длинную удэгейскую трубку и некоторое время задумчиво курит, привычно потирая пальцами медвежий клык, привязанный к кисету. Она знает, зачем мы пришли, но молчит. Молчим и мы. Над сопками начинают проступать звезды, по реке и по низкому берегу клубится туман. Старая Нядига смотрит на звезды и говорит: — Все мужчины в нашем роду были охотниками. Я и сама охотилась, когда была молодая. Ночью мы без страха ходили по тайге — нам помогали звезды. Как вы называете вот эти несколько звезд? — спрашивает Нядига своим хрипловатым низким голосом, указывая на небо. — Большая Медведица, — отвечаем мы. — Далеко отсюда, на дру гой реке, где прошло мое детство, эти звезды называли так: «Амбар стоит». Четыре звезды — это дзали — амбар. Прибежал медведь, разворошил дзали, одна ножка у него подломилась. За медведем бросился охотник с собакой. Так они и бегут вечно по небу. Стоит амбар на трех опорах, а медведь убегает во всю свою медвежью прыть. Мы представляем себе удэгейский амбарчик дзали, напоминающий избушку на курьих ножках — в каждом дворе на четырех столбах стоит такой дзали. Мы смотрим на небо: действительно, похоже. — Нядига Сагдыевна, а пом ните, в прошлый раз вы рассказывали интересную сказку про то, как соревновались лягушка и сохатый? — спрашивает Вася. — Ту сказку ты много раз слышал. Послушай-ка теперь другую: «Давно-давно не было в этих краях людей, одни звери ходили, одни птицы летали. Но вот однажды закурился дымок костра, встала юрта на берегу реки, появились здесь близнецы брат и сестра. Брат был охотником, да таким, что мог из лука попасть в глаз белки, сидящей на самой вершине кедра. Сестра из оленьей кожи шила олочи и расшивала их невиданными узорами. Из бересты она плела ковры, в березовой золе пекла лепешки и такие вкусные были эти лепешки, что сам Амба, повелитель леса, приходил на ближайшую сопку и втягивал носом ароматный дым очага, а маленькие лесные духи пудзя сбегались по ночам к их очагу и собирали крошки. Так жили они. Проходило время, брат становился все сильнее, а глаза сестры сверкали все ярче. И вот однажды утром брат 18 |