Костёр 1986-03, страница 4

Костёр 1986-03, страница 4

— Лена, ну посмотри, вроде все делаю, как они,— Алла кивнула в сторону опытных работниц.— А возвращают и возвращают. Может, не доверяют, придираются?

— Даже не знаю. И мне опять всю партию вернули,— огорченно протянула подруга.

— Ну что вы, девочки,— подошла к ним мастер.— Кому это надо придираться? Лучше смотрите. Вот беру пинцетом кристалл. Кладу под микроскоп. Ровненько, осторожно. Ведь этот крохотный кристаллик — целый прибор. В нем уже заложены многие необходимые качества. Теперь надо проверить, все ли в нем сделано правильно. Смотрим в микроскоп. Начинаем вставлять кри- 4 сталл в корпус. Аккуратно прижимаем. Готово. И самое главное — не торопимся, точность-то нужна максимальная. Понятно?

— Понятно.

— Делайте так, обязательно получится!

Десять месяцев занимались они в училище. Неделю изучали теорию, неделю — в цехе полупроводникового производства «Светланы». Чувствовали: с каждым рабочим днем получается все лучше и лучше. Вот уже и из отдела технического контроля стали приходить и говорить — молодцы, качество — высокое. В ОТК знали, как важно вовремя похвалить новичков. А когда подошло время выпуска, оказалось, что половина группы, в том числе и Алла, закончили училище с отличием.

А в радиополитехникум Алла все-таки поступила. Потому что поняла: работать на самом современном оборудовании, которое было в цехе, без образования сложно. На экзамене вытащила билет и обрадовалась — все вопросы знала, сама с этими приборами дело имела.

—• Отвечаю и вижу,— говорила на следующий день в цехе Алла,— удивлены моим

ответом экзаменаторы. А я им — и о чем в книгах читала, и про то, что своими руками делаю.

Училась Алла на * вечернем отделении. В пять утра вставала, в одиннадцать вечера возвращалась домой. Но ни разу за эти четыре года надолго не задумывалась о том, чтобы уйти из f цеха, перейти на другую работу. Алла чувствовала себя так, словно пришла сюда уже давно, будто приняли ее в родную семью. А из семьи просто так не уходят.

Поначалу руководила девочками, выпускницами училища, бригадир поопытнее, постарше. Она и производство лучше знала. Но в тех случаях, когда она болела, уходила в отпуск, ее всегда заменяла Алла. Это как-то с&мо собой происходило. Просто советоваться шли уже к Алле, к ней обращались за помощью. И когда прежний бригадир ушла из цеха, выбрали Аллу. И ни у кого другой кандидатуры не было.

На днях я встретил Аллу у ее цеха. В руках у нее пачка свежих газет. Едва поздоровались, она мне:

— Читали? Я вот только в транспорте успеваю. Время сейчас такое, я просто чувствую, как оно уплотнилось. Сколько нужно всего сделать! У нас опять новую технику установили. Микроскопы — вчерашний день. Я теперь кристалл вижу на телеэкране. И установка — такая умница, сама контролирует, все ли правильно в кристаллике. Чуть малейшее отклонение, сразу же сигналит. А через пять-десять лет, что будет? — И побежала в цех, как когда-то десять лет назад. До начала ее смены оставалось больше часа.

— Рядом с ней работать плохо просто невозможно. Стыдно будет,— говорят о ней те, кто трудится рядом. И опытные рабочие, и девчонки, только-только окончившие ПТУ и поступившие в бригаду. В бригаду Аллы Шелудяковой.

А. КОРНЕЕВ Фото Д. Харькова