Костёр 1989-08, страница 45

Костёр 1989-08, страница 45

реи, чтобы попасть, ну, скажем, в магазин?

«

Одну,

ответите вы.

Толкнешь и входишь... А что?»

А то, что в Дудинке, прежде чем попасть в само помещение магазина, нужно открыть сначала входную дверь, потом другую, потом пройти небольшой коридорчик, снова открыть дверь, еще одну, и только тогда окажешься у цели, в тепле и уюте.

Мне дудинские магазины, да и вообще дома, почему-то показались похожими на космические корабли с камерами-шлюзами, только там выравнивается давление, а здесь температура.

Выходишь обратно из тепла, минуешь один отсек — уже похолодней, второй — еще холодней, потом еще — и вот наконец улица — --ближний космос с крупными ледяными звездами.

Если бы не приветливые желтые яблоки-фонари... б-р-р!

Между прочим, магазин может многое рассказать путешественнику. Он тоже, в известном смысле, лицо города. Так вот, в дудинских универмагах я видел много чудесных поделок из оленьего меха и резьбу по кости северных умельцев-нгана-сан, долган, эвенков.

А большие, как куст, рога северного оленя до сих пор мне снятся — жалею, что не купил для сына. Не нашел.

...Если посмотреть на карту

О

нашей страны и наити на ней ствол Енисея, то за воображаемой чертой Полярного круга, чуть -повыше, можно обнару

жить прилепившийся к Енисею кружок. Это Дудинка — молодой в общем-то город, увиденный мною в холодную пору, заваленный снегом и скованный льдом. Но с каждым годом растет и растет кружок, потому что растет город. Словно яблоко на ветвях Енисея, растет Дудинка, наливается силой, прибавляет в весе. Яблоко на снегу...

Я пошел на капитанский мостик смотреть, как будет отходить от причала наш «Капитан Кудлай».

Уже сброшены были с причальных тумб швартовые канаты, и теплоход медленно, подталкиваемый буксирами, стал выходить на трассу. Капитан по рации руководил отходом, и портовые краны Дудинки стали на глазах уменьшаться, пока совсем не пропали из виду.

На вахту заступил старпом, а капитан пошел отдыхать.

Журналистское любопытство заставило меня попросить старпома рассказать что-нибудь интересное из его моряцкой жизни, чтобы скоротать время. Старпома не пришлось уговаривать. «Записывайте, — сказал он с готовностью, — записывайте... Я расскажу».

«Впереди, значит, ледокол. Он прокладывает нам путь. За

ледоколом тянется протока чистой воды, канал, по которому идет караван судов.

Так вот, бывает, что канал перебегают олени. И не один, не два, а целые стада, только что берег был пустой, как тарелка, и вдруг, словно на съемках в кино, возникает мчащаяся в снежной пыли масса животных.

Куда они? Зачем? Что им надо на другом берегу?

Этого никто не знает. И сами они не знают. Бегут, пришпоренные инстинктом. Здесь пролегали пути их предков, таймырских оленей. Всегда в это время Енисей был покрыт крепким льдом — беги, перескакивай, xofb один, хоть с тысячей своих собратьев.

А теперь трасса Енисея редко когда отдыхает. Идут и идут по ней корабли, словно автомобили по шоссе, и нет между ними никакого зазора, никакой паузы, чтобы лед схватился в канале и можно было успеть перебежать. Много раз я видел, как олени, не задумываясь, прыгали в канал, в ледяное крошево, и плыли к другому краю его, чтобы там по обломкам льда и телам товарищей попытаться выскочить из воды.

Проваливаются, острыми льдинами ранятся до крови, барахтаются и погибают. Видел я и впечатанные в прозрачный лед туши мертвых оленей и тянущиеся от них, как под стеклом, расплющенные струйки крови. И страшно, и жалко их, а что сделаешь? Караван ведь не остановишь в минуту. И светофора не поставишь...»

САМОЕ

САМОЕ

САМЫЙ мелкий океан — Северный Ледовитый. Наиболее частые глубины в нем — от 1000 до 4000 метров.

САМЫЙ северный ботанический сад находится на Кольском полуострове в городе Кировске.

САМАЯ «морозостойкая» рыба — даллия. Живет она на Чукотке и на Аляске в промерзающих до дна водоемах. Вмерзая в лед, она прекрасно переносит полярную зиму.

САМЫЙ дальний перелет из птиц совершила, по данным Центрального бюро кольцевания, полярная крачка. От Белого моря вокруг западных берегов Европы и Африки она пролетела около 24000 километров, и была поймана на побережье Австралии.

САМЫМ незадымленным является небо над столицей Исландии городом Рейкьявик. В городе вообще нет дымовых труб. Вся отопительная система там снабжается горячей водой гейзеров, широко распространенных в стране.