Костёр 1989-09, страница 54

Костёр 1989-09, страница 54

Здесь обитают очень интересные звери, насекомые, пресмыкающиеся. Как-то на солончаке мы с Таней Лазаревой любовались цветущей верблюжьей колючкой. Цветет она очень

красиво

маленькими розовы

ми цветами, похожими на душистый горошек. Там и обнаружили колонию песчаных ос — ам-мофил. Так увлеклись, что и обедать не пошли — не могли оторваться от своих наблюде-ий. Эти осы выкармливают своих личинок гусеницами бабочек и делают это очень хитро. Оса своим жалом парализует гусеницу, потом затаскивает ее в заранее вырытую норку и откладывает в нее яичко. Вышедшая личинка потом долго питается живой парализованной гусеницей.

А сколько здесь разных стрекоз! Синих, красных, зеленых! У одних размах крыльев 3 сантиметра, у других — 10. Столько разных видов сразу я никогда не встречала.

Также много разных лягушек, черепах, змей. Оказалось, что местные жители не знают

змей,

всех подряд считают

ядовитыми. Мы всем показывали водяного ужа, желтобрюхого полоза. Даже видя змей в наших руках, нам не хотели верить, что они безопасны и их надо охранять.

Катя Цыцулина

Я увлекаюсь орнитологией. В экспедиции изучал видовой

состав птиц. Их здесь великое множество. На озерах Ачиколь, в богатых кормом местах водится много оседлых птиц, прилетают на зимовку водоплавающие птицы. Кроме того, через Прикаспийскую низменность и сам Каспий проходит восточноевропейский миграционный путь многих перелетных птиц. Озера Ачиколь дают им пищу и отдых перед дальним полетом через Средиземное море, другим — через Аравийскую пустыню.

Всего мы встретили здесь 71 вид птиц. Среди них были и редкие виды, занесенные в Красную книгу: колпица, розовый пеликан, черноголовый хохотун, розовый фламинго, степной орел, египетская цапля, каравайка, малый баклан. Интересно, что многие виды, обитающие здесь, не отмечены в справочниках, считалось, что их в этих местах нет. Например, синица-ремез. По берегам проток мы видели много его гнезд — висят на ветках, похожие на варежку.

Илья Родионов

Озера Ачиколь находятся совсем рядом с морем, в степи. Но название «степь» — не будет точным. Природа здесь необычная. Растительность — от болотных до чисто пустынных видов, таких, как верблюжья колючка. Очень красив кустарник тамариск с метелками лиловых и розовых цветков. Среди диких растений мы встретили петрушку и сельдерей. А о каперсах раньше знали только из книг. Это низкий стелющийся кустарник. Местные жители собирают нераскрывшиеся бутоны его белых цветков. Нас угощали солеными каперсами — по вкусу они похожи на соленые огурцы и грибы.

В озерах — множество водорослей. Любопытнейший водный папоротник — сальвиния, белая кувшинка и водяной орех-чилим занесены в Красную книгу. Гербарные прессы наших ботаников в первый же день вспухли от находок.

' Сами озера неглубокие, с чистой прозрачной водой. Мы ездили на узких лодках сквозь заросли тростника. Было видно, как под лодкой ходят большие рыбы. В больших количествах сазан, линь, сом, судак, севрюга, красноперка. Раньше сюда поднимались на нерест и осетры. По берегу Каспия мы с горечью находили следы страшного браконьерства: огромные головы осетров, а то и просто брошенную закопанную рыбу, из которой взята

икра...

Люба Терентьева

Казалось бы, что может грозить такой богатой природе? Один из руководителей экспедиции Виолетта Георгиевна Федотова, член Географического общества, рассказала о проблемах этого края. Оказывается, есть проект спуска Ачиколь-ских озер. В этом заинтересованы овцеводческие хозяйства. И вот почему. Когда часть озера из-за мелководья высыхает, на этом месте остается плодороднейшая почва, быстро вырастают травы. Овцеводы захватывают эти места под пастбища. Правда, ненадолго. Зеленой мощи хватает на 2 —

3 года, так как выпас ведется варварски. Остаются начисто выеденные и вытоптанные овцами территории. И озер нет, и рыбы, и птиц... Юннаты разговаривали и с пастухами, и с мелиораторами, с рыбоводами, охотниками. Как обойтись без спуска озер и сохранить редкую природу? По-видимому, здесь надо организовать национальный парк. Такая форма охраны сохранит богатейшую природу, а охотники и рыболовецкий колхоз не будут в обиде — смогут развивать свои хозяйства.