Костёр 1990-02, страница 42

Костёр 1990-02, страница 42

ЛРИКЛ/ОЧ£М£ ДЕСЯТОЕ f/>A 3ШМЛМ//Я М /Г£Р£/7УTteJ

Петя Кук настолько увлекся изобретением Кукарачи — ро-ботом-Тараканом, что разговорам об этом исполнителе не было конца. Поэтому он очень огорчился, когда, вернувшись с прогулки, увидел, что кубики на клетчатой доске, по которой любил бродить Таракан, перевернуты.

Тут кто-то набедокурил, пока нас не было, — сказал Петя.

— Ничего страшного, — успокоил Кукарача, — это сам Таракан и развлекался: его любимая забава — переворачивать кубики.

— Как же он это делает?

Кукарача начал объяснять:

Таракан работает по командам программы, записанной в компьютере. Когда буквы видны, все просто: программа. предусматривает, какую букву куда надо поставить. Теперь представь, что Таракан подошел к кубику, на котором букву не видно. Что делать Таракану?

Надо перевернуть кубик! Перевернуть кубик, сказал Кукарача, — Таракан может, только толкнув его, то есть выполнив одну из команд:

ВВЕРХ, ВНИЗ, ВЛЕВО или ВПРАВО. Вот посмотри.

И Кукарача расставил кубики, причем один поставил на клетку (3, 5) надписью вниз (на рис. 2 этот кубик отмечен зна

ком (?). Наконец Таракан был водружен на клетку (2, 5).

— На перевернутом кубике, — сказав Петин друг, — либо Н, либо Р. Составь программу для Таракана так, чтобы он определил букву на кубике и вставил ее в нужное слово.

— Первая команда понятна, — начал решение Петя. — Таракан толкает кубик и обнаруживает надпись на нем:

ЭТО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВНИЗ

ВНИЗ

• * •

КОНЕЦ

Но как программировать дальше, мне непонятно. Ведь нужно предусмотреть две возможности. Если на кубике Таракан увидит Н, то он должен выполнить команду КИНО:

ЭТО КИНО

ВПРАВО

вниз

ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО

КОНЕЦ

А если на кубике окажется не Н, а Р, Таракану надо задать команду ЦИРК:

ЭТО ЦИРК

ВЛЕВО

вниз

ПОВТОРИ 2 ВПРАВО

КОНЕЦ

Выслушав рассуждения Пети, Кукарача сказал:

Да, непросто! Но задачу можно решить, потому что компьютер, управляющий Тараканом, умеет понимать и выполнять команду:

ЕСЛИ Н

то КИНО

ИНАЧЕ ЦИРК

Это новый

тип команды

называется условной командой. Так же как и команда ПОВТОРИ, условная команда задается не Таракану, а компьютеру, который управляет исполнителем при помощи программы. ' Вот как компьютер выполнит эту команду. Сначала исполнителю отправляется вопрос-условие: «Находится ли на только что перевернутом кубике буква Н?» (эта буква записана в условной команде сразу после ЕСЛИ). На такой вопрос исполнитель отвечает компьютеру либо ДА, либо НЕТ. Получив от исполнителя ответ ДА, компьютер посылает ему в качестве следующей команду КИНО (она записана посл^ ТО), если же исполнитель ответил НЕТ, он получает от компьютера команду ЦИРК (она записана после ИНАЧЕ). Вот как выглядит полное решение нашей задачи.

ЭТО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ВНИЗ

ЕСЛИ Н

ТО КИНО

ИНАЧЕ ЦИРК

КОНЕЦ

ЭТО КИНО

ВПРАВО

ВНИЗ

ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО КОНЕЦ ЭТО ЦИРК ВЛЕВО