Костёр 1990-09, страница 45

Костёр 1990-09, страница 45

к

стоит ли

БОЯТЬСЯ

УЖАСОВ

Вы никогда не задумывались над тем, почему мы в детстве боимся темноты? Или почему такими завораживающими и жуткими были истории о «черной, черной комнате» и «черной, черной руке», которые мы, затаив дыхание, слушали из уст своих товарищей где-нибудь на даче или в пионерском лагере? Это в нас с вами говорит голос наших древних предков, передавших чувство страха перед пугающим неизвестным через тысячелетия нам, людям вполне образованным и без суеверий. Кино, о котором пойдет речь, как раз и построено на нагнетании страха, атмосферы неуверенности и опасности. Ведь не случайно такие фильмы большинство зрителей смотрит в темноте, чтобы иллюзия «отключения» от окружающей жизни была наиболее полной, а ощущения острыми.'-

Мы все любим необычайное, волшебное, фантастическое, будоражащее. Отсюда и тяга зрителей к «фильмам ужасов», которые, в сущности, та же фан

тастика. Только вот герои и обстоятельства сюжета в них особые. Жанр «фильма ужасов», как правило, популярен тогда, когда в жизни царят неуверенность, неразбериха, тревога. Все это и проникает в кино. Не случайно, первые «фильмы ужасов» появились в Германии 1920-х годов, когда страт находилась в тяжелейшем экономическом кризисе. Режиссерам подобных фильмов не нужно было выдумывать ничего нового. Они обращались к народным сказкам и мифам, которые и являются первыми образцами литературных «ужасов». Ведь что такое наш Кащей Бессмертный или греческий Циклоп? это — персонажи «ужасные», внушающие читателям страх и чувство неуверенности в своих силах. Древнеримский поэт Статиус справедливо сказал: «Страх создал богов». Добавим: и фантастических персонажей.

Кино охотно заимствовало таких «героев» из литературных произведений. Так, например, самая популярная повесть в этом жанре — «Странная история Доктора Джеккла и мистера Хайда» Роберта Стивенсона (автора «Острова сокровищ» и «Черной стрелы») экранизировалась не один десяток раз, в том числе и в нашей стране. Напомним и еще одного литературного героя, который «сослужил добрую службу» многим кинематографистам, хотя и придуман был задолго до появления синематографа. Это — Франкенштейн — персонаж од-

U

U

ноименного романа английской писательницы Мэри Шелли.

Можно выделить три основных разновидности жанра «фильмов ужасов». Первая — фильмы о маньяках, то есть людях с извращенной, ненормальной психикой. Среди картин с такими персонажами — классическими считаются ленты «Кабинет доктора Калигари» режиссера Р. Вине и «Доктор Мабузе: игрок» Ф. Ланга. Вто

рая разновидность — рассказы о неких фантастических существах, сверхъестественных животных. Это фильмы о великане Големе, о чудовище Франкенштейне, о гигантских обезьянах Годзилле и Кинг-Конге, динозаврах и т. д.). И, наконец, третья — фильмы о вторжении в обыденную жизнь человека потусторонних сил. Картин этого типа довольно много — от «Носферату, симфония ужаса» В. Мурнау до серии фильмов о полтергейсте.

Дополнительную притягательность фильмам подобного рода придают загадки, интриги, преступления, то есть детективные моменты. Поэтому в современном кинематографе режиссеры охотно соединяют «ужас» и детектив. Наиболее популярный фильм последних лет — «Попутчик», в котором атмосфера «ужаса», подозрения, напряжения тесно переплетается с загадкой поединка молодого парня и его попутчика, постоянно преследующего свою жертву. В этой картине

*