Костёр 1990-09, страница 47

Костёр 1990-09, страница 47

ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ

РУССКИХ МОРЯКОВ

— Это тот самый Крузенштерн, что отличился в Гогландском бою? — спрашивали в Адмиралтействе, подписывая бумаги для отправки в Англию молодых русских офицеров — там они должны были пройти школу усовершенствования в морском деле.

Да, тот самый, с «Мстислава»,— отвечали бывалые моряки.

— Кажется, «Мстислав» был отмечен адмиралом Грейгом в донесении как самый героический корабль?

— Да, тот самый!

17 лет было мичману Крузенштерну, когда он, младший из офицеров, заменил в бою убитого помощника командира корабля. «Мстислав» горел, через пробоины хлестала вода, многие офицеры были убиты, но корабль не вышел из боя и продолжал преследовать противника. Другу Крузенштерна — мичману Марку Лисянскому было 14 лет, и он также сражался в этом бою на «Подражиславе».

А еще в морском кадетском корпусе, в Кронштадте, мальчиков сдружила мечта совершить кругосветное плавание...

— Это тот самый Крузенштерн, который побывал в Индии и Китае? — спрашивали в Петербурге, прослышав о том, что готовится кругосветное плавание и возглавляет его Иван Федорович Крузенштерн.

Тот самый Крузенштерн, который без копейки денег, без помощи и по

кровительства, после обучения в Англии участвовал в войне с Францией (на стороне Англии), терпел крушение у берегов Америки, странствовал по Соединенным Штатам, встречался с президентом Вашингтоном, плавал на английских кораблях вокруг Африки, побывал в Индии, Индокитае, Южном Китае и вернулся в Россию испытанным, отважным моряком, опытным судоводителем.

Россия знала, кого посылала в первое кругосветное!

7 августа 1803 года шлюп «Надежда», под командованием Крузенштерна, и шлюп «Нева», возглавляемый его другом Марком Лисянским, вышли в море.

Много славных моряков разделили с Крузенштерном тяготы кругосветного плавания: старший офицер Макар Ратманов, молодой мичман Фаддей Беллинсгаузен, кадеты сухопутного кадетского корпуса Отто и Мориц Ко-цебу, будущие знаменитые морские путешественники.

Крузенштерн набирал в команду только желающих и только здоровых людей. В те времена это было необычно — моряки набирались из крепостных, и их желания никто не спрашивал. Морякам назначалось хорошее жалованье, такого также не бывало в те времена. Крузенштерну советовали взять в команду хоть несколько иностранных матросов. «Я знаю преиму

щественные свойства российских матросов, коих даже английским предпочитаю, совету сему не последую».

...Копенгаген, пролив Скагеррак, порт Фалмут, Канарские острова, переход через Атлантику... 26 ноября русские корабли пересекли экватор.

Тихий и Атлантический океань: были хорошо известны в XVIII веке испанцам, португальцам, англичанам, голландцам, французам. Только русских кораблей нельзя было встретить в Мировом океане.

Сколько непредвиденных случайностей, штормов, необычайных встреч с занятными людьми, сколько ярких впечатлений выпало на долю моряков «Надежды» и «Невы». На острове Ну-кухива туземный царек, с ног до головы покрытый затейливой татуировкой, выпросил у Крузенштерна большого бразильского попугая, предложив за него самую большую свою ценность — свинью. В Японии удалось поговорить с подданным императора, который был удостоен особой чести. Все в присутствии столь высокого лица должны были лежать ниц, но особо приближенным, как этому собеседнику русских моряков, разрешалось приподнять голову и увидеть ступни ног императора. Команде Лисянского пришлось стать невольным участником вооруженных столкновений с индейцами. С трудом русским удалось установить мир. Важные наблюдения явлений природы, ценные сведения о разных народах, разных обычаях, о странах, с которыми можно наладить дипломатические отношения, доставка грузов в Русскую Америку, на Аляску, тогда принадлежавшую России, уточнение географической карты, открытие новых земель, островов, проливов — вот далеко не полный перечень того, что сделал Крузенштерн в кругосветном плавании...

В Ленинграде, на правом берегу Невы, недалеко от устья, на набережной стоит памятник Ивану Федоровичу Крузенштерну. Прославленный капитан стоит на берегу, сложив руки на груди. Корабли швартуются невдалеке от его постамента. Не долго стоять им в спокойных водах Невы, скоро уйдут

из Ленинграда в разные части света — по морским дорогам, которые когда-то в мировом океане прокладывал для российских кораблей он, Крузенштерн...

О. СТРЕЛКОВА Рисунки В. Шаронова

Рисунок-загадку смотри на 4-й стр. обложки

УГОЛОК ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ

Известный французский врач Антуан Портель, щупая пульс, как-то сказал больному:.

— Вы таки ослушались меня и съели сегодня яйцо?

— Доктор, неужели это можно узнать по пульсу? — испугался больной.

— Нет, у вас закапана манишка. Но, повторяю: ни одного яйца больше!

42

Английский хирург Семюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины.

— Пусть ваш слуга бежит в аптеку бегом за этим лекарством,— распорядился Шарп.

— А если не бегом, я могу умереть? — Лорд побледнел.

— Нет. Просто рана успеет зажить.