Костёр 1990-11, страница 17

Костёр 1990-11, страница 17

г

Хочешь несколько интересных цифр? — достает блокнот мой друг.— В Туркмении с

1949 по i 978 год сведено 64 процента арчевников. В Узбекистане за тот же срок — 78 процентов. В Казахстане аж 98 процентов. В Киргизии с 1937 года — около 60 процентов. Здорово?

Тут две проблемы, даже три — рассуждает он.— Первая — арча вырубалась просто как дерево, шла в хозяйство и в печки. Хотя дешевле было бы везти доски из Сибири и уголь из Приморья! Ведь арче-вая древесина за границей чуть не на вес золота, ее еще до революции фирма Фабера из Средней Азии на карандаши вывозила, лучшего дерева для этого нет.

Вторая проблема — «очистка» пастбищ. Казахстанские цифры тебя поразили? Так вот — там настоящей, деревьями, арчи было мало, больше всего арчевый стланик, покрывающий землю зелеными лепешками, каждой лет двести-триста. Их рубили не только на топливо, но и по приказу свыше — «расчистить место для пастбищ». Вот и расчистили, добились того, что пастбища становятся бесплодными пустошами. Ведь арча своими корнями держит почву, она воду бережет! И тут мы приходим к третьей проблеме — арчевни-ки мало того что вырубаются, они не могут возобновляться из-за чрезмерного выпаса скота. Раньше как было? У каждого киргизского рода свои пастбища; весной на одних пасут, летом на других, осенью на третьих. И трава успевает отрасти, и арча прорастает. А сейчас? До войны в Киргизии выпасали два — два с половиной миллиона голов скота, сейчас чуть не двадцать. Сюда гонят скот из всех республик, дескать, на киргизских пастбищах места всем хватит. Еще и коз развели, самую вредную для леса скотину. Баран, тот траву щиплет, а эти на деревья залезают, арчевые ветки лопают. Залезают на такие крутые склоны, куда ни одному барану не добраться! А там — последние убежища арчи.

/

г*.

V-

у

Бедленды Копетдага — пустыня, созданная человеком.

Чарм-Чашма, горячий источник — здесь находится KfropT,

знаменитый на весь Таджикистан.

15