Костёр 1990-11, страница 47

Костёр 1990-11, страница 47

КИНОЗВЕЗДЫ, СНИМАТЬ КОТОРЫХ ОПАСНО

Есть и такие кинозвезды... Ползучие, кусачие, рычащие, ядовитые... Словом, опасные. Ну конечно, это — животные, которых снимают в научно-по-пулярном кино.

Документальный фильм о животных — это вам не дрессированного льва снять! Или издалека в художественном фильме выдать овчарок за волков... Tvt — все должно быть без подделок...

Именно таким кино уже 33 года занимается режиссер киностудии «Леннаучфильм» Юрий Михайлович Климов. Около 40 фильмов о животных снял Юрий Михайлович и призов за них на разных фестивалях получил десятки.

Его мы и попросили рассказать о своей оаботе.

1

— Снимать кино о животных под силу не каждому.

Ф ^ "

Съемки начинаются там, где кончается цивилизация, где часто не ступала нога человека. Рассчитывать можно только на себя! Поэтому rovrina, с кото

рой я работаю, называется специально подготовленной. Все — физически закалены, выносливы, владеют не только своей кинематографической специальностью, но и другими профессиями: водолазы, медики, биологи, альпинисты. Умеют быстро строить нехитрое жилище, готовить пищу, шить одежду, печь хлеб...

Еще важное условие работы в нашей группе — умение не заболеть, не раскисать. Ведь снимать приходится в невероятных условиях, в любую погоду! В северной Якутии мы вели съемки при —50°С, а в Центральных Каракумах при +53°С. А где только не приходилось нам опускаться под воду! В Белом и Баренцевом морях подо льдом снимали гренландских тюленей, в Восточно-Сибирском и Чукотском — моржей, в Беринговом и Охотском ныряли вместе с котиками, сивучами и калана-

у

ми, а в Японском — общались с осьминогами. Мы стали профессиональными путешественниками, современными Робинзонами Крузо.

— Не понаслышке знакомы нам камнепады, снежные лавины, штормы, песчаные бури и даже цунами. Так что снимать

т

животных — очень трудно...

И — опасно!

Любое сильное животное, даже домашнее, при определенных обстоятельствах может стать опасным. А уж о хищни-ках и говорить нечего!

На острове Врангеля, скажем. снимали мы белую медведицу с двумя медвежатами. За 200 шагов она походила на симпатичную собаку с крошечными щенятами. И совершенно не обращала на нас внимания. За 100 шагов медведица заметно выросла и стала за нами рассеянно наблюдать, а вот в 50 шагах она подобрала под себя медвежат и глаз с нас не соус-

щг

кала! Да и мы увидели, какой перед нами мощный и грозный зверь. Признаюсь, не самые приятные чувства испытываешь в эту минуту. Конечно, можно попытаться вести съемки с отдаленного расстояния, используя, скажем, длиннофокусный объектив. Однако это уже не будет настоящим кино. Ведь

нужна не просто информация о животном. Нужно создать его образ, характер. А вот это требует подробного, детального рассмотрения своего героя. Надо снять заиндевевшие усы, каплю на носу, вздыбившуюся желтоватую шерсть, торчащий клык, заглянуть в глаза зверю. Ради этого приходится подавлять желание быстренько вернуться к группе, которая осталась далеко сзади. И вот мы с кинооператором продолжаем медленно подползать к настороженному хищнику. Остается сорок шагов! Тридцать! Вглядываясь в глаза могучего зверя, читаешь в них поиск решения: отступить? Отпугнуть? Ринуться на ' назойливого противника?

Сейчас, застрекочет камера, раздастся незнакомый медвежьему уху звук. У нас нет бесшумных камер, и это большая беда. Съемки осложняются, увеличивается риск. Предугадать реакцию животного очень трудно. Спасти может одно. До того как ты пошел на съемку, нужно знать и уметь точно рассчитывать так называемую дистанцию бегства и нападения. То есть то расстояние, на котором зверь чувствует

себя в безопасности, а значит, и ты можешь быть относительно спокоен за свою жизнь. Пересекая эту невидимую черту, ты заведомо идешь на то, чтобы вызвать на себя нападение. В кино иногда, чтобы создать острую ситуацию, тебе приходится играть роль тореадора и,, нарушая запретную границу, подталкивать зверя к нападению. И тогда, просматривая отснятый материал, видишь, как топорщатся усы, вытаращиваются глаза, встает дыбом и вздрагивает шерсть, обнажаются страшные клыки... Если вовремя не отползешь или не отскочишь, может прийтись совсем плохо.

Фильм о белых медведях мы енчли. И теперь-то я знаю, насколько это опасно...

Опасно снимать и змей. Готовясь к фильму, мы изучили все обычаи и нравы змей. Поработав рядом с опытным змееловом, научились определять эту самую дистанцию нападения.