Костёр 1991-11, страница 3VUlUfJ} 1. ДЕРЕВО-МОНСТР Строился Санкт-Петербург. Петр Великий шел по берегу Невы. Сосны кругом, как струны. И вдруг — сосна, изуродованная природой, с веткой, вросшей в ствол, как ручка в чашке. — Дерево-монстр! — воскликнул царь. Монстр — чудище, невиданное людьми. По велению царя ствол срубили, сохранили и на этом месте построили первый музей в Р'оссии — Кунсткамеру. «Кунст» — чудеса, «камера» — палата. Кунсткамерами в западных странах называли музеи, где хранились коллекции древностей и любопытных вещей — естественных и искусственных. Петр велел отовсюду привозить сюда диковинки, вещи и одежды разных народов. Не только для любопытства посетителей, но и для изучения и развития наук. Например, анатомии, о которой в России и слыхом не слыхали. За очень большие по тем временам деньги — тридцать тысяч гульденов — купил царь Петр в Голландии анатомический кабинет Ф. Рюйша, где было две тысячи экспонатов. В банках со спиртом лежали, свернувшись: «летающий дракон»; саламандры, не горящие в огне; гремучие змеи с раздвоенными хвостами. — Алло! Это музей уродов? — звонят в Кунсткамеру сегодня. Потому что наибольшее любопытство тогда и сейчас вызывают уроды человеческие: младенец с двумя головами; близнецы, сросшиеся животами; волосатый мальчик... Около шес-тиста препаратов осталось с петровских времен. 2. СЕРДЦЕ ВЕЛИКАНА В том же зале за музейным стеклом лежит огромное серд- |