Костёр 1991-11, страница 4

Костёр 1991-11, страница 4

це, которое не бьется уже двести с лишним лет.

— Ваше Величество, не желаете ли Вы посмотреть нашего великана? — спросили французы царя Петра, подивившись на царский рост — два метра четыре сантиметра.

Человек-гигант по имени Буржуа, ростом два метра двадцать семь сантиметров, показывался на ярмарке города Кале вместе с матерью-карлицей за деньги.

Увидел его Петр и пригласил к себе на службу.

— Нет,— сказал Буржуа,— как без меня матушка обойдется?

— Матери денег дам, чтобы жила во Франции безбедно.

И поехал Буржуа в Россию.

— Гляди какой! — кричали в Санкт-Петербурге прохожие, когда царская карета с великаном на запятках проносилась мимо. И шапки сваливались у них с голов.

Полюбил Петр Буржуа. Назвал по-своему — Николаем. И подобрал жену под стать — высокую финку. Решил создать породу великанов. Тогда целая теория существовала: если в семье есть великан, то свой рост он непременно передаст детям. А тут два великана! Но вот какими выросли сын и две дочери Буржуа — неизвестно.

3. ПЛАЩ ГАВАЙСКОГО КОРОЛЯ

Стоит в Кунсткамере фигура смуглого мускулистого человека в желто-красном пушистом плаще. Это — король, и плащ на нем — королевский.

Высоко в горах на Гавайских островах живут маленькие серые птички, вся красота которых в ярких перышках на груди. И беда их тоже в этих перышках — дорого они стоят.

Забираются смелые охотники в горы, мажут клеем длинный шест и привязывают его к дереву.

Любопытные птички тут как тут.

Раз! — села на шест и приклеилась.

Вырвут охотники нужные перышки и отпустят птичку. Для изготовления королевского плаща потребовались перышки

десятков тысяч птичек, и поэтому стоил он очень дорого.

Король Гавайских островов Камеамеа I подарил свой плащ русскому другу. По дороге в Россию тот умер, а плащ передали в Кунсткамеру.

4. ЗАГАДОЧНЫЙ СТРЕЛОК

Океания... Несколько лет прожил там среди папуасов знаменитый Николай Николаевич Миклухо-Маклай — ученый, путешественник, художник. Добрый и смелый человек.

Привез оттуда богатую коллекцию и свои рисунки.

На одном изобразил храброго воина-папуаса. Скульптор по рисунку точь-в-точь фигуру вылепил. В носу у воина поперечная палочка, на груди — ожерелье из клыков кабана, в руках — натянутый лук со стрелой.

Хочешь верь — хочешь нет, но во время Великой Отечественной войны неживая фигура... выстрелила из лука!

Вжи-у! — пролетела стрела через весь зал и впилась в противоположную стену.

И хотя знающие люди утверждают, что произошло это во время близкого артобстрела, старые музейные служители до сих пор смотрят на стрелка-папуаса с некоторым страхом.

5. ЛЮДИ, ВЕЛИЧИНОЙ С КУЛАК

В жарких и душных африканских тропиках, где деревья так высоки, что снизу не видно неба, где толстые стебли лиан и могучие змеи питоны, где порхают радужные птицы и ходят сказочные звери — в этом фантастическом мире живут самые маленькие люди на Земле.

Древние греки прозвали их пигмеями — людьми, величиной с кулак.

И про них в Кунсткамере можно узнать интересные истории.

Пигмеи охотились в темноте на слона. Один из них исхитрился попасть ему прямо р глаз. Промахнись он, и разъяренный слон расто'птал бы его раньше, чем он успел второй раз поднять свой лук! Пигмеи — незаурядные охотники-лучники.

Рассказывают, что бело-желтые собаки пигмеев никогда не лают, но могут защитить хозяина даже от клыков и когтей леопарда.

Пигмеи — великолепные следопыты. В своем запутанном лесу они ориентируются так же свободно, как мы на родных улицах.

Так же, как все люди, они радуются, печалятся и любят своих детей. Только ростом выше метра сорока сантиметров они вырастают редко.

Самое интересное, что до сих пор пигмеи ведут образ жизни, который вело человечество около десяти тысяч лет назад — до того, как оно овладело приемами возделывания земли...

6. «ГОВОРЯЩИЕ ДОЩЕЧКИ»

Из зала в зал, как из страны в страну. Отовсюду почти триста лет привозят путешественники в Кунсткамеру загадочные вещи неизвестных, далеких народов.

Охают женщины при виде высушенных голов вождей маори, покрытых татуировкой и священных у себя в Новой Зеландии. Удивляются на крохотные, расшитые шелком туфельки китаянок — в раннем детстве девочкам туго-натуго перепеле-