Костёр 1991-11, страница 5нывали ступни ног, чтобы не выросли ни на сантиметр — никто тогда не возьмет замуж «уродину» с большими ступнями. Бедные китаянки! На ночь под-кладывали под головы фарфоровые подушки, чтобы не помять хитрые прически. Молчат вещи. Хранят тайны. Отгадывают их научные сотрудники музея — этнографы. Но до сих пор не могут они расшифровать знаки на «говорящих дощечках» с острова Пасхи — следы письменности исчезнувшей цивилизации. Почти приблизился к ответу школьник Боря Кудрявцев, но отгадать не успел — погиб. Кто откроет их тайну? 7. НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛОМОНОСОВ Ломоносова знают все? Как бы не так... В одной старой французской энциклопедии написано, что в России есть Ми-хайло Ломоносов-химик, его не следует путать с другим Михай-ло Ломоносовым-поэтом. Смешно? Но ведь и мы, россияне, не так уж много знаем о знаменитом ученом. А Ломоносов изучал северное сияние и отчего замерзает вода, изобретал зрительную трубу и другие точные приборы, и ночами просиживал в обсерватории. На пятнадцати языках читал книги и изобрел новый стихотворный слогч который Белинский назвал началом новой литературы... Составлял географические карты и систематизировал минералы. Рисовал эскизы роскошных дворцовых фейерверков и придумал состав цветных стекол для составления чудесных мозаичных картин... Давно это было. Ныне Ломоносова называют первым русским интеллектуалом. Почему-то принято представлять людей науки этакими безобидными хлюпиками. А Ломоносов был высокого роста, крепок и широк в плечах. Предки его прозвание свое получили не зря — эти, мол, такие, что любой нос свернут Ломоносы. В царском дворце Михайлу Васильевича побаивались — и шут не рисковал над ним забавляться. Шел как-то академик по берегу Невы. Не те были невские берега, что ныне, одетые в роскошный гранит. Обычные скользкие речные берега — белье полоскали, бревна со сплава прибивало. И много творилось там разных темных дел, вплоть до убийств. Сильный удар в спину — Ломоносов от неожиданности с трудом удержался на ногах. Обернулся — краснорожий здоровый матрос: Скидавай, барин, одежду! И больше сказать уже не успел ничего, сграбастал его разъяренный помор-академик в охапку, затащил в Кунсткамеру, раздел догола и вышвырнул на улицу: Неповадно будет других раздевать! Хотите напоследок загадку? Какое единственное здание сохранилось до наших дней на берегу Невы со времен Ломоносова и где работал он все время жизни в Санкт-Петербурге — с 1741 по 1765 год? Где занимался в Географическом департаменте, Физическом и Картографическом кабинете, астрономической обсерватории и академической библиотеке? Дом этот — Кунсткамера. И в здании Петровской Кунсткамеры, выше этажом собрания коллекции «кабинета редкостей», находится сейчас музей М. В. Ломоносова. Удивительный маленький музей, где рассказывают то, о чем не написано в учебниках. И где то, что знаешь по учебникам, видится совсем другими глазами... 8. НАРОД ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ Вечер. Затихают усталые залы. Смотрители опускают оконные шторы. И наступает тишина. Говорят, в это время происходят странные вещи. Фигуры за музейными витринами как бы оживают: они ловят рыбу и добывают саго из пальм, плетут корзины и укачивают детей, танцуют и готовятся к бою. Негры, корейцы, папуасы, индейцы, японцы и австралийцы... Посетители из разных стран застывали перед ними, узнав знакомые черты соотечественников. И через переводчика спрашивали: — Они как живые. Кто их так сделал? Более,тридцати лет работает в Кунсткамере Иван Николаевич Хитров — талантливый и неутомимый мастер. Он делает фигуры из папье-маше и покрывает специальной мастикой так, что хочется потрогать их и снять наваждение: а не живые ли они, на самом деле? Я будто бы побывала в гостях у разных народов,— благодарно сказала мастеру одна посетительница. Около двух тысяч народов сейчас на Земле. У них разные лица и оттенки кожи, цвета волос и формы глаз. Все это Иван Николаевич изучил по книгам, фотографиям, рисункам (лепя с натуры представителей разных народов). Но есть народы, исчезнувшие навсегда. Как узнать, какими они были? Шесть тысяч туземцев было на острове Тасмания. Почти всех истребили в прошлом веке английские завоеватели. Некоторых привезли в Англию и демонстрировали в зоопарках, как обезьян. В звериной клетке умерла в 1876 году последняя коренная тасманийка Лалла Рук. По гравюре в старой книге вылепил скульптор ее портрет. Каким было прошлое человечества? Об этом многое расскажут в Кунсткамере. Каким станет будущее? Это во многом зависит от того, будут ли помнить люди свою историю, историю всего человечества. Т. ВОЛЫНКИНА Фото Б. Гесселя |