Пионер 1956-05, страница 25

Пионер 1956-05, страница 25

р-андаши. В таком виде он, конечно, твёрдости чугуну не придаст, а только ослабит связь между ча-тнчками металла. Нетрудно догадаться, что это 1 «кий серый чугун.

Мы знаем уже, что твёрдый белый чугун можно тжигом превратить в ковкий. Но как бы вы ни тжпгали серый чугун, он своих свойств не изменит, так и останется серым, пока его не расплавят я не отольют в металлическую форму. При быстром охлаждении углерод не успеет выделиться в металле в виде тонких пластинок, он останется прочно плавленным с железом, и только небольшая часть ^го превратится в графитовые шарики, которые почти нс уменьшают прочность чугуна.

КАК РОЖДАЕТСЯ СТАЛЬ

Видел ли кто-нибудь из вас железо? Вы, конечно, ответите, что видели. Железными листами покрывают крыши, из него делают гвозди, водопроводные трубы и множество самых различных вещей. Даже магазины есть, над которыми висят вывески: «Железо-скобяные изделия». Все товары, которые продаются в этих магазинах, изготовлены из железа.

И всё же можно смело утверждать, что почти никто из вас не видел чистого железа. Этот блестящий и мягкий серебристо-белый металл стоит очень дорого. И увидеть его можно только в химических лабораториях, где чистое железо употребляется для опытов. А инженеры даже слово «железо» не употребляют. Они говорят, что в технике применяется не железо, а два его сплава с углеродом — чугун и сталь. Если углерода мало, не больше 1,7 процента, то это сталь. Если же углерода в металле больше, то это уже другой сплав, чугун.

Металлурги в шутку говорят, что чугун — это сталь, которая 'испорчена углеродом ещё при своём рождении. А можно ли её исправить? Можно ли чугун превратить в сталь? Нетрудно догадаться, что для этого следует сделать. Нужно каким-нибудь способом отнять у чугуна углерод. Твёрдый чугун его ни за что не отдаст, значит, придётся металл расплавить. А можно и сразу жидкий, только что выплавленный чугун превратить в сталь. Так обычно и делают.

Для этого жидкий чугун прямо от домны в вагонах-ковшах доставляется в мартеновский цех. Здесь из него сварят сталь, добавив к чугуну металли

ческий лом, который, наверно, нс раз собирал каждый из вас, ребята.

Из большой мартеновской печи за одну плавку получают пятьсот тонн стали. А за сутки печь производит три таких плавки и поглощает огромное количество металлического утиля.

Но можно в печь закладывать совсем немного металлического лома и получать хорошую сталь. I? этом помогает могучий друг металлургов — кислород. Если его вдувать в мартеновскую печь, он заберёт с собой из кипящего металла излишек углерода.

Металлурги завода «Запорожсталь», применив при плавке кислород, не только стали выплавлять отличную сталь с нужным количеством углерода, но почти в полтора раза ускорили плавку, вместо трёх плавок в сутки они выдают четыре плавки.

Превращать чугуц в сталь можно и в особых сосудах — конвертерах. Стремительные струи кислорода врываются в расплавленный металл и отнимают у него углерод, а заодно и вредные примеси — фосфор и серу. Примеси, соединившись с кислородом, всплывают на поверхность стали в виде шлака, а углерод сгорает и превращается в углекислый газ. Чистый металл выливают в изложницы, где он застывает слитками по нескольку тонн весом. Каждый такой слиток потом может превратиться в десяток рельсов или станков, в сотню мотоциклов, в миллионы гвоздей или школьных перьев.

Сталь и чугун — очень важные металлы. С каждым годом их всё больше требуется в нашем хозяйстве. В 1960 году у нас будет выплавлено пятьдесят три миллиона тонн чугуна и больше шестидесяти восьми миллионов тонн стали. И с каждым годом выплавка чугуна и стали будет увеличиваться.

Могучая река стали, выплавленной нашими металлургами в шестой пятилетке, растечётся по всей стране, превратится в великолепные машины, в миллионы автомобилей и тракторов, велосипедов и мотоциклов, швейных машин и радиоприёмников, часов и холодильников.

По морям и рекам пойдут сотни новых крупных судов, сокрушая льды Арктики, двинется первый в мире атомный ледокол. Дадут первый ток турбогенераторы десятков новых паровых, атомных и речных электростанций. По новым дорогам тысячи тепловозов и электровозов поведут тяжёлые поезда.