Пионер 1988-02, страница 44рабом патефона. Ветер сразу оценил всю важность патефона в жизни не одного поколения дачников и поставил его в один ряд с рождением первого парохода, самолета, электролампочки, ракеты. Мы — подростки сорок седьмого — еще не знали как следует музыки Мусоргского Бетховена, Кальмана, не слышали битлов и Пугачевой, не читали Хемингуэя и Борхеса, но под дребезжание патефона готовились к встрече с ними. Темная ночь, Только пули свистят по степи. Только ветер гудит в проводах, Тускло звезды мерцают. Да, мы жили еще войной. Нас спасли от смертельной опасности такие отчаянные парни, как Саша с «Уралмаша» и одессит Аркадий Дзюбин из фильма «Два бойца». Фашисты слишком рано представили нас своими рабами, а мы всегда были людьми свободными, людьми нового мира. Мы выстояли, победили. Но как горьки утраты! Мягкий, проникающий в душу голос Марка Бернеса разволновал меня, и я почти ничего не замечал вокруг. По поляне двигались тапочки, тапочки... и пара кедов. По последним я узнал среди танцующих Алену. Поднял глаза и увидел знакомый силуэт, ахнул про себя: Нина! Окликнул. Нина услышала, улыбнулась вместе со всеми, подошла. — Здравствуй, писатель. — Здравствуй, Нина.— Я видел совсем близко широко открытые, доверчивые глаза, задорно вздернутый носик, каштановые волосы.— Потанцуем? Ветер, что ты тянешь? Заводи! Запел Утесов: У меня есть сердце, А у сердца — песня, А у песни — тайна, Тайна — это ты. Вот тебе, Ветерок, фирменная песенка. Смотри, какой я фартовый парень, как легко и точно веду в танце красивую старшеклассницу. — Как живешь, Нина? — Хорошо,— сказала она спокойно — Какие планы? Нина задумалась. Я знал, что она ответит через минуту, и не торопил ее. Не снимая ладони с моего плеча, Нина сказала: — Через два года я выйду замуж. У меня жених есть. — Не надо! — крикнул я беззвучно. Я знал этого франтоватого жениха Брак будет не самый удачный. Но не стал ничего пророчить: Нина все равно бы меня не послушалась. Оглянулся на своих, крикнул: — Алена, Кир, почему вы не танцуете? Гусевы. я вас просто не узнаю! Алена и Кир с Гусевыми вошли в общий круг. Лена-полено бурно хохотала где-то рядом, наслаждаясь неожиданно вернувшейся молодостью. Ветер сменил скучную пластинку на бодрую, и мои плясуны «дали» молодежный танец. Все так и уставились на них; никто до сих пор не видел, как можно красиво и индивидуально танцевать, сопровождая ритм разнообразными движениями, а не просто хватать партнершу «за клешню» и за талию и шептать ей при этом всякие глупости в ухо. Можно вот так: как Алена и Кир — на расстоянии и вместе. И тут кто-то из моих друзей запел под Утесова: Бывали, бывали в жизни мечты, Когда, когда грустили вы. Твои глаза грустят, Твои глаза грустят... После слов: «Что-то я тебя, корова, толком не пойму»— раздалось дружное:—Му-у-у... Захваченная всеобщим легкомыслием Алена созорничала. Прокричала в ночь голосом Аллы Пугачевой песню из ее репертуара: Ах, мама, мама, Ах, белая панама, Роскошная панама, А у меня на фото Не лицо, а драма. Сначала все словно онемели, потом опомнились, засмеялись, грянули хором: Ах, мама, мама, мама, Ну, где твоя панама?.. А моя-то Пугачиха стоит довольная в окружении Гусевых и других поклонников из сорок седьмого. Я хотел было крикнуть: «Алена, ты что это?» Но передумал. К Алене подошла Нина, попросила: «Повтори, пожалуйста. Я что-то этого номера не знаю...» Что дальше пел трудяга-патефон? Помню ликующий, распахнутый мир в песнях Орловой: Радость поет, как весенний скворец. Жизнь и тепла, и светла. Если б имела я сотню сердец, Все бы ему отдала... Радость-то поет, как скворец, а мне почему-то грустно. — Грустить не надо...— произнесла шутливо Нина, проходя мимо меня. — Это пройдет,— ответил я совсем взрослым тоном.— Ностальгия. Ретро... Она взглянула на меня незащищенно. Мы танцевали с ней последний свой танец. Знаешь,— сказал я, заглядывая в Нинины глаза из будущего,— ты станешь хорошей эстрадной певицей, а я — на самом деле — писателем. И мы больше не увидимся. —- Почему? — Она удивилась. Ей дано было заглянуть только на два года вперед — Спой, Нина! — попросил я. Она согласилась. И, едва умолк Утесов, зазгучал над лесом звонкий девичий голос. Без меня не забывай меня. Без меня не погаси в душе огня. Будет ночь. И будет новая луна. Нас будет ждать она. Она спела одну строфу. Никто не двинулся с места, не заговорил. Тишина опустилась на поляну. Все замерли, как на старом снимке. Вот он, в памяти и на самом деле: группка застывших в танце юных дачников, патефон на большущем пне, колонны сосен, фонарь луны. Я просигналил Ветру: — Собраться всем вместе! Мы встретились под сосной, озаренной лунным фонарем. С трудом вырвали из круга танцующих ® |